здесь и
сейчас
клубы и
сообщества
руccкий
english
забытый пароль
регистрация
Регистрация
зачем нужна
регистрация?
Логин
Пароль
Войти
 
Baku Pages Home
Баку:
20 апр.
04:19
Журнал
Все записи | Разное
Рекомендовать Нажмите здесь, если Вам нравится этот текст
1
пятница, июль 1, 2005

Первая балерина Азербайджана

ПУСТЬ ЗРИТЕЛЬ ЗАПОМНИТ МЕНЯ МОЛОДОЙ!

«Пусть зритель запомнит меня молодой!» - так она и оставила большую сцену. Ей было тогда всего 35 лет - первой балерине Азербайджана, легенде нашего балета Гамар Гаджи Ага кызы Алмасзаде.

«Пока я была в форме и всем нравилась, - вспоминает балерина, - я танцевала, а как только почувствовала, что мне тяжело, тут меня уже не уговорили остаться, я была уверена, что поступаю правильно».

Народная артистка СССР и Азербайджанской Республики, лауреат Государственной премии СССР, Главный балетмейстер Азербайджанского театра оперы и балета, в котором начала танцевать с 19 лет.

2 ордена трудового и красного знамени вручал ей лично Калинин, а еще в ее коллекции - Орден Ленина, орден Дружбы народов, орден Октябрьской революции, почетный лаосский орден 3 слонов и азербайджанский орден «Шохрэт». Она воспитала целую плеяду мастеров хореографии, ее ученики танцуют в Москве, Санкт-Петербурге, в городах Европы.

В партии Марии в «Бахчисарайском фонтане» Гамар Алмасзаде сравнивали с великой Улановой. И неслучайно - азербайджанской балерине преподавала мать Улановой - Мария Федоровна Романова. «Слушай музыку, - говорила она, - душой отзывайся на мелодию, а ноги сами пойдут».

Девочка занялась балетом в 6 лет, когда в Азербайджане были еще очень сильны национальные традиции и строги нравы. Ее отец Гаджи Ага был владельцем обувного магазинчика, а мама Марьям ханум - врачом-акушером. Поначалу родители даже не подозревали, что их чадо посещает танцевальный кружок. У Гамар во дворе была подружка Ира Степанова, которая так много рассказывала о своих занятиях танцами, показывая разные движения, что в конце концов, окончательно заинтриговав Гамар привела ее на урок. У Гамар оказались все данные для занятий балетом, и преподавательница хореографии стала готовить из нее настоящую балерину.

Но вскоре секрет раскрылся, и в доме разразилась настоящая гроза. Возмущенный отец кричал: «Не хватало еще, чтобы дочка Гаджи Ага с голой попой выступала перед всеми, элэ о галмышды!»

Больше всех, конечно, досталось маме - это она, по выражению разгневанного родителя, «устроила дочь на танцульки, обрекая семью на стыд и позор».

А когда Томочка, так звали Гамар все вокруг, стала знаменитой, отец, продолжая выражать недовольство, потихонечку, чтобы дочь не знала, ходил на ее представления. «А я-то все знала, - улыбается Гамар Алмасзаде, - мне девушки-билетерши докладывали сразу, что папа в театре. Я тогда очень волновалась, чувствуя его строгий взгляд, и все же было приятно. В такие дни я старалась изо всех сил понравиться ему. Но придя домой, он и слова не говорил о том, что видел».

А после спектакля многочисленные поклонники ложились на асфальт и смотрели в узкую щель под железными воротами - по ногам они определяли, кто идет, а как только показывались точеные ножки Гамар, они всей гурьбой выбегали и провожали ее до самого дома. Не только комнаты, но и все лестницы до второго этажа дома балерины заваливали цветами.


Рассказывают, что в то время даже покушались на жизнь первой балерины ортодоксальные мусульмане. Однажды кто-то выстрелил в нее, когда она выходила из театра, но пуля по счастливой случайности попала в каблук примадонны.
В то время балет в Азербайджане не был развит, потому юной балерине необходимо было совершенствовать свое мастерство в Москве и в Петербурге, куда она и отправилась вместе со своим мужем композитором Афрасиябом Бадалбейли. Семья Бадалбейли жила тогда на Советской, на первом этаже дома располагалась школа, которая носила имя Бадалбека - отца, а на втором и третьем этажах жили они сами.
Брат Афрасияба Шамси был уважаемым в городе человеком и являлся директором музыкальной комедии. Его сын Фархад Бадалбейли в настоящее время ректор Музыкальной Академии им. Узеира Гаджибекова.

О ней ходили разные легенды, распускались всякого рода слухи. Но на все это она отвечала «Раз говорят, значит еще жива!». В ней было много жизненной мудрости. Она говорила о том, что мой жизненный путь был ярким, но не легким. После развода с мужем, она не была обделена вниманием, но всегда повторяла одну фразу: «Мне есть с кем спать, а просыпаться не с кем». И это было для нее тягостым.
Ее же свекровь, говорят, не признавала других жен своего сына, а любила всегда Тамару и даже подарила ей фамильный драгоценный пояс и фарфоровую статуэтку.

Вместе с Тамарой Афрасияб написал музыку для балета «Девичья башня» специально для своей жены. Недавно «Девичья башня» была снова поставлена на сцене театра оперы и балета в городе Баку после недолгого перерыва.
«Девичья башня» была первым балетом на Востоке, поставленным на восточную музыку.
Художественный руководитель театра Аликишизаде Юлана сохранила в «Девичьей башне» всю хореографию Гамар Алмасзаде, ничего не изменив. Потому как он характерен тем, что в нем классические балетные движения сочетаются с азербайджанским танцем. Это сочетание впервые было привнесено в балет самой Алмасзаде и в том «аромат» ее находки, который нельзя трогать.

Недавно из Турции приезжал Министр культуры, который пригласил наш балет на фестиваль в Анталию, где будут участвовать ведущие театры мира, в том числе Большой театр из России. 20 июня будет показана «Девичья башня» с ведущими танцорами Мединой Алиевой и Юрием Лобачевым в главных ролях.


«Петербург - это была самая светлая пора в моей жизни, - вспоминает Гамар, задумчиво улыбнувшись, а затем добавила, я окунулась в настоящее искусство и поняла, что балет - это моя судьба, за которую я благодарна богу». Ее сестра Аделя тоже пошла в балет, но ей видно не суждено было. Заболев туберкулезом в Санкт-Петербурге, куда ей категорически нельзя было ехать из-за сырого климата, ее не смогли спасти и она умерла.

Приехав в Баку Тома выступает на бакинской сцене с ошеломляющим успехом.

Придя к ней в гости, первое, что бросается в глаза это статность и стройность осанки, по комнате Гамар ханум ходит непременно в туфлях на каблуках. Мне сразу вспомнился рассказ одной из жителей старого Баку, которая восхищалась ее фигурой, она была похожа на статуэтку. В определенные дни Гамар посещала баню «Фантазия», что недалеко от ЦУМа, «она знала, что на нее обращают внимание, и видно было, что ей самой льстило, когда весь хамам смотрел и поражался красоте ее тела». В комнате Гамар стоит у стены огромный портрет первой балерины Азербайджана во весь рост. Из-за склероза ей трудно было вспомнить некоторые события жизни, но стоило заговорить с ней о занятиях балета и попросить ее преподать мне маленький урок, Гамар Алмасзаде словно преобразилась. Она поднялась, строго расправив свои плечи, спросила меня: «А вы знаете наши позиции?» Меня приятно обескуражило слово «наши». Все что касалось балета, принадлежало ей, было ею, она жила балетом и олицетворяла его.
Ее хрупкие руки юрко манипулируя, расставили в определенную позицию мои плечи, голову и руки, причем так, что я сама не успела заметить что произошло. Но в этот момент мне показалось, что я балерина. И этот урок, которая преподала мне сама Гамар Алмасзаде мне запомнится надолго.

В ее доме побывало много именитых гостей, в том числе Плисецкая, Райкин, Григорович, Версаладзе, Эссамбаев, Ростропович, Вульф и все, кто гастролировал в Азербайджане непременно заходили на огонек к Томочке. Их излюбленная компания с Райкиным, Гурвичем, Афрасиябом и Шамси Бадалбейли, где тамадой был Фима Гурвич (отец Григория Гурвича - ведущего «Старой квартиры»), очень остроумный и веселый, душа компании.

Статная, красивая, она покоряла сердца всех, кто хоть раз видел ее на сцене.
Склероз приносил много неприятностей Гамар Алмасзаде. Некоторые пользовались этим, ее добродушием, когда она приглашала к себе домой голодных ребятишек с улицы, чтобы покормить, а они потом обкрадывали квартиру, обманывая ее. Другие уносили с собой и до сих пор не возвратили ценные рукописи.



Все, кто был знаком с Алмасзаде отмечали ее волевой и строгий характер. Когда она заходила в зал у учеников подкашивались ноги и пробирала дрожь по всему телу от страха. «Как руководитель, вспоминает нынешний руководитель театра оперы и балета Юлана Аликишизаде, - она была очень жесткой, а порой беспощадной. Однажды на репетиции ей не понравился мой выход. «Что это такое? Заменить!» Таков был ее приговор, и никто не смел с ней спорить. Я только вышла, еще даже не станцевав. Но для нее того было достаточно, чтобы в течение 6 лет не обращать на меня внимания и не давать мне исполнять ведущие партии. И спустя эти долгие и мучительные для меня годы обиды, она как-то посмотрев, она сказала : «А что, Юлаша, ты ничего, у тебя хорошо получается!». А потом приглашала на дополнительные занятия в хореографическое училище, где она преподавала».

Не каждый танцор мог выдержать такие испытания от нее, многие ломались, бросали сцену, уходили из балета вообще. Сегодня вряд ли кто из хореографов может позволить так бросаться кадрами, кадров совсем нет. Но тогда у нее был выбор, и очень большой, была конкуренция. Она спокойно могла заменить одного танцора другим: «Не тот, так этот!». Сегодня в театре приходится даже упрашивать прийти на занятия, репетиции. Если раньше трупа состояла из 90 танцоров, то в настоящее время и 40 трудно набрать, да и те не на достаточном уровне.

«Только после того, как я сама оказалась на ее месте, я поняла насколько оправдана была ее строгость. В годы ее правления балет был на очень высоком уровне. После нее все развалилось. И только сейчас мы пытаемся заново возродить все».

В 1969-70 годах в Париже на ежегодном фестивале балетных коллективов, азербайджанская трупа во главе с Гамар Алмасзаде заняла гран-при.

Как руководитель, как главный балетмейстер она сделала все, чтобы наш балет был на должном уровне. Она приглашала всех известных балетмейстеров, мастеров, таких как Сергеев, Гусев, Григорович, Болтачеев, Федоров. Это были выдающиеся школы, разные стили. Ученики получали самые необходимые уроки от лучших балетмейстеров Советского Союза.


Дома же Тамара была само очарование, чудная хозяйка, очень милая женщина. У нее было много увлечений, романов, поклонников. Она могла поделиться с близкими ей людьми своими невзгодами. Принимала шутки. Но все это могла позволить только вне работы.
Она рассказывала своим ученикам историю о том, как вывозила золото из за границы. Тамара ханум любила украшения и в одной из поездок накупила себе понравившиеся золотые изделия, но их оказалось много. А по тем временам было запрещено вывозить драгоценные металлы. Тогда она завернула все то добро в газету и с этим свертком пошла через таможню. На вопрос что у нее в руках, она прямо ответила - золото! Но таможенник счел то за шутку и не стал проверять.


Однажды она пригласила группу артистов из оперы домой на выходные, - вспоминает Юлана ханум. «Мы пытались научить ее курить. Говорили ей - вы такая эффектная, красивая женщина, с роскошными рыжими волосами, вам бы подошла сигарета. Помнится она пробовала пару раз закурить, но ничего из того не вышло. Она сказала: «Нет то, видно, не по мне, у меня не получается, не заставляйте!».


Она была на сцене королевой, великой актрисой. До сих пор многие танцоры вспоминают как она в балете «Девичья башня» могла обыкновенный проход вслед за катафалком пройти так, что слезы на глазах у всех стояли. «Эта простая проходка была на уровне гениальной актрисы!, - вспоминает Аликишизаде. Помимо того, что она была обаятельна, элегантна, красива, в то же время в ней было столько душевной наполненности. Самое простое движение она так подавала, как это смогла бы сделать только Уланова, хотя технически можно было бы что-то сделать лучше».

Когда она просто шла по городу, казалось, что это идет королева. У нее взгляд был королевский. Одевалась она с иголочки. В то время была очень дорогая портниха француженка, мать художника Тогрула Нариманбекова, и Тамара заказывала себе платья у нее. Она умела носить одежду. Простой ситец на ней выглядел словно бархат.
Была очень капризна, ей было трудно угодить, в особенности перед спектаклем в гримерке.


У Гамар Алмасзаде была уникальная итальянская диета, которую она предлагала своим балеринам, чтобы сбросить лишний вес. Она уверяла, что этой диетой пользовались итальянские кинозвезды. Тогда очень модным были округлые фигуры итальянок Бриджит Бордо, Софи Лорен, и все женщины мечтали походить на них. Итальянская диета от Тамары отличалась от всех других диет тем, что после ее соблюдения не появлялась костлявость, а наоборот, телу придавалась красивая форма и в то же время убирался лишний вес.

Диета рассчитана на 10 дней и очень эффективна, по словам Юланы ханум, которая в свое время использовала ее на себе.

Итальянская диета от Гамар Алмасзаде.

Рано утром - чашка кофе без сахара
Через два часа - 100 грамм голландского сыра
Спустя 3 часа - 100 грамм вареного мяса
Через 3 часа - 100 грамм овощей
На ночь - стакан кефира.
Все употребляется без хлеба!!!
При этом ложиться спать не позднее 12 часов.




Мало кто знает, что Алмасзаде была одним из создателей ансамбля песни и пляски Азербайджана. В 1937 году вместе с Арбатовым они отправились по районам республики, отбирая талантливых девочек и мальчиков.
Она является крупным специалистом по азербайджанскому классическому танцу.
Сейчас танцуют далеко не классический азербайджанский танец, а она преподавала чисто академический характер. Даже было написано ею пособие, где она сама демонстрирует те или иные движения.


Очень сложно приходилось первой балерине Азербайджана после того, как она оставила свою работу. Пенсия была незначительной и все обращения в Министерство культуры оставались без внимания, пока не вмешался в это дело сам президент.
Гамар Алмасзаде назначена пожизненно президентская пенсия.


Некоторые дополнения из последнего интервью:
Брат Гамар Энвер Алмасзаде рассказал, как их отец с мамой часто скандалил, обвиняя ее в том, что это она «устроила дочь на танцульки, обрекая семью на стыд и позор». Сам же Энвер тогда мало что понимал в происходящем, ему досталось потом, когда Томочка, так ее звали все вокруг, так как имя Гамар было трудно выговорить, поэтому проще называли Тамара, стала знаменитой. «Буквально после спектакля, это смешно, но это факт, - говорит ее племянник Чингиз Алмасзаде - композитор театра русской драмы, - они лежали на асфальте и смотрели в узкую щель под железными воротами и по ногам определяли кто идет, когда проходил слух, что идет Гамар, они всей гурьбой провожали ее до самого дома, не только комнаты, но и все лестницы до второго этажа были завалены цветами, мы не знали, куда их девать».
Маленькому Энверу приходилось нести самые огромные и тяжелые букеты цветов, чего он всегда стеснялся делать, потому что считал цветы чисто женским делом. В итоге стал художником по наставлению родственника Азима Азимзаде, который заведовал художественным училищем в Баку.
В то время балет в Азербайджане не был развит, потому юной балерине необходимо было совершенствовать свое мастерство в Москве и в Петербурге, куда она и отправилась вместе со своим мужем композитором Афрасиябом Бадалбейли. Семья Бадалбейли жила тогда на Советской, на первом этаже дома располагалась школа, которая носила имя Бадалбека - отца, а на втором и третьем этажах жили они сами.
Брат Афрасияба Шамси был уважаемым в городе человеком и являлся директором музыкальной комедии. Его сын Фархад Бадалбейли в настоящее время ректор Музыкальной Академии им. Узеира Гаджибекова.
Вместе с Тамарой Афрасияб пишет музыку для балета «Девичья башня» специально для своей жены. Недавно «Девичья башня» была снова поставлена на сцене театра оперы и балета в городе Баку после недолгого перерыва.ы
«Петербург - это была самая светлая пора в моей жизни, - вспоминает Гамар, задумчиво улыбнувшись, а затем добавила, я окунулась в настоящее искусство и поняла, что балет - это моя судьба, за которую я благодарна богу». Ее сестра Аделя тоже пошла в балет, но ей видно не суждено было. Заболев туберкулезом в Санкт-Петербурге, куда ей категорически нельзя было ехать из-за сырого климата, ее не смогли спасти и она умерла.
Приехав в Баку Тома выступает на бакинской сцене с ошеломляющим успехом. И не смотря на этот успех отец продолжал выражать свое недовольство, но вместе с тем потихонечку ходил на представления своей дочери, чтобы та не знала. «А я-то все знала, - улыбается Гамар Алмасзаде, - мне девушки-билетерши докладывали сразу, что папа в театре. Я тогда очень волновалась, чувствуя его строгий взгляд, и все же было приятно, в такие дни я старалась изо всех сил понравится ему. Но придя домой, он и слова не говорил о том, что видел».
Придя к ней в гости, первое, что бросается в глаза это статность и стройность осанки, по комнате Гамар ханум ходит непременно в туфлях на каблуках. Мне сразу вспомнился рассказ одной из жителей старого Баку, которая восхищалась ее фигурой. В определенные дни Гамар посещала баню «Фантазия», что недалеко от ЦУМа, «она знала, что на нее обращают внимание, и видно было, что ей самой льстило, когда весь хамам смотрел и поражался красоте ее тела». В комнате Гамар стоит у стены огромный портрет первой балерины Азербайджана во весь рост. Из-за склероза ей трудно было вспомнить некоторые события жизни, но стоило заговорить с ней о занятиях балета и попросить ее преподать мне маленький урок, Гамар Алмасзаде словно преобразилась. Она поднялась, строго расправив свои плечи, спросила меня: «А вы знаете наши позиции?» Меня приятно обескуражило слово «наши». Все что касалось балета, принадлежало ей, было ею, она жила балетом и олицетворяла его.
Ее хрупкие руки юрко манипулируя, расставили в определенную позицию мои плечи, голову и руки, причем так, что я сама не успела заметить что произошло. Но в этот момент мне показалось, что я балерина. И этот урок, которая преподала мне сама Гамар Алмасзаде мне запомнится надолго.
В ее доме побывало много именитых гостей, в том числе Плисецкая, Райкин, Григорович, Версаладзе, Эссамбаев, Ростропович, Вульф и все, кто гастролировал в Азербайджане непременно заходили на огонек к Томочке. Их излюбленная компания с Райкиным, Гурвичем, Афрасиябом и Шамси Бадалбейли, где тамадой был Фима Гурвич (отец Григория Гурвича - ведущего «Старой квартиры»), очень остроумный и веселый, душа компании.
Статная, красивая, она покоряла сердца всех, кто хоть раз видел ее на сцене.
Склероз приносил много неприятностей Гамар Алмасзаде. Некоторые пользовались этим, ее добродушием, когда она приглашала к себе домой голодных ребятишек с улицы, чтобы покормить, а они потом обкрадывали квартиру, обманывая ее. Другие уносили с собой и до сих пор не возвратили ценные рукописи.

Нонна де Гюбек
Расскажите об этом другим:
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.