здесь и
сейчас
клубы и
сообщества
руccкий
english
забытый пароль
регистрация
Регистрация
зачем нужна
регистрация?
Логин
Пароль
Войти
 
Baku Pages Home
Баку:
01 авг.
16:50

Энциклопедия / Авторы

Изменить категорию | Все статьи категории

Ахундов Мирза Фатали

30.6.1812 - 26.2.1878

Мирза Фатали Ахундов – философ-материалист, мыслитель,родоначальник азербайджанской драмы.

Мирза Фатали Ахундов (30 июня (12.7)1812, Шеки - 26 февраля (10.3) 1878, Тифлис) занимает особое место среди азербайджанских просветителей. Литературно-общественная деятельность его многообразна и оказала огромное влияние на развитие общественной мысли народов Ближнего Востока.
Родился Фатали в городе Шеки. Его усыновил дядя - Ахунд Гаджа Алескер, фамилию которого он и носил. Начальное образование мальчик получил дома, дядя готовил его к духовному званию. Продолжал учебу Мирза Фатали в Гяндже. Здесь он познакомился с поэтом Мирза Шафи, оказавшим на молодого Фатали сильное влияние. Именно Мирза Шафи, узнав о намерении М.Ф.Ахундова принять духовный сан, отговорил его от этой идеи.
В 1834 г. М.Ф.Ахундов переехал в Тифлис - культурный и административный центр Закавказья того времени. Тифлисская жизнь, государственная служба (в качестве переводчика в канцелярии царского наместника на Кавказе, 1834-1861), педагогическая деятельность в Тифлисском училище, где он преподавал персидский и тюркские языки, встречи с прогрессивными русскими писателями, журналистами, политическими деятелями (В.А.Сологубом, И.И.Клементьевым, Я.П.Полонским, по некоторым предположениям с М.Ю.Лермонтовым) повлияли на мировоззрение Ахундова. В эти годы и началась его литературная деятельность, направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. Обладая глубокими знаниями в области восточной литературы, владея арабским и персидским языками, Ахундов изучает русский язык и знакомится с выдающимися достижениями русской и западноевропейской науки и художественной литературы.
Мирза Фатали Ахундов первым из поэтов Востока горячо откликнулся на гибель Пушкина. Молодой поэт с большим трагедийным пафосом клеймит убийцу великого Пушкина. В своей касыде “На смерть Пушкина “ (1837) он дает характеристику творчества великого поэта. Касыда Ахундова на смерть поэта была тогда же переведена на русский язык А, А. Бестужевым-Марлипскпим и опубликована в журнале “Московский Наблюдатель” (1837).
С 1850 по 1856 годы М. Ф. Ахундов создал шесть блистательных реалистических комедий, заложив основу самобытной национальной драматургии.
В комедиях этих ("Молла Ибрагим-Халил - алхимик, обладатель филсофского камня" (1850), "Приключения визиря Ленкоранского ханства" (1850; постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку), "Приключения скряги, или Гаджи Кара" (1852), "Повесть о мусье Жордане-ученом ботанике и дервише Мастали-шахе-знаменитом колдуне" (1851; первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург; 1852, Тифлис ), "Медведь- победитель разбойника" (1851) и "Восточные адвокаты" (или “ Правозаступники в городе Тебризе “) (1855) , Ахундов нашел доселе неизведанную на Востоке и потому особенно действенную форму для разоблачения патриархальных предрассудков, деспотизма, беззакония, скопидомства, суеверий. Просветитель и демократ, он выразил в этих комедиях положительный идеал человека нового общества; создал типические национально достоверные образы беков, мулл, купцов, чиновников, крестьян, интеллигентов, образы людей как привлекательных, так и отталкивающих, как умных, смелых, прогрессивных, так и диких, забитых, темных. Все азербайджанское общество попало в комедии Ахундова, на подмостки театра. Реалистический метод отражения действительности сразу поставил азербайджанскую литературу на уровень литературы общеевропейской.
Ахундова называли "азербайджанским Мольером", это высокое и почетное звание говорит скорее о признании его таланта и заслуг, нежели о действительной природе его драматургического творчества. Мольер - классицист, Ахундов реалист. Скорее его можно сравнить с Грибоедовым, Островским.
Как ни велика разоблачительная сила комедий Ахундова, его герои меньше всего нормативны; их характеры нельзя свести к элементарным формулам: "положительный" и "отрицательный", они психологически и социально сложны и противоречивы. Недаром критика, желавшая подойти к ним с вульгарно социологическими оценками, неизменно становилась в тупик. "Положительны" или "отрицательны", например, Гатамхан-ага и мусье Жордан? Критика буржуазной Европы Гатамханом до сих пор вызывает в театре смех и бурю аплодисментов, хотя критика эта ведется с позиций патриархальной морали. Мусье Жордан не может не пленить зрителя как ученый, влюбленный в свое дело, но он одновременно и отвратителен, как роялист, сочувствующий рсакционной политике Луи Филиппа, впадающий в отчаяние при известии о революции 48-го года. Крестьянская молодежь (из комедии "Медведь-победитель разбойника") со своим молодечеством и удалью также вызывает сложное чувство у сегодняшнего читателя и зрителя.
Из этого не следует, что противоречивы взгляды Ахундова: нет, взгляды его ясны, но противоречивы образы живых людей, выведенных им, как противоречивы были они в самой действительности той переломной эпохи, в которой причудливо смешались новое и старое.
Комедии М.Ф.Ахундова были основополагающими для ряда восточных стран. Они переводились и ставились в Иране и Афганистане. Руководствуясь ими как образцом, писатели этих стран создавали свою драматургию.
Перу Ахундова принадлежит и повесть - "Обманутые звезды" (1857), в которой он зло высмеивал отсталые феодальные порядки Ирана и изображает распад феодально-патриархальных отношений. Эта повесть сатирически более заострена, чем комедии. Тем не менее она представляет собой реалистическое полотно и положила начало азербайджанской прозе нового типа. В ней на сатирически условном фоне действуют социально обусловленные и типичные герои в весьма типичных для феодально-деспотического государства обстоятельствах.
Критика духовной отсталости феодального Востока, страстное обличение реакционности религиозного догматизма, нашли отражение и в философских произведениях Ахундова, среди которых центральное место занимают "Письма индийского принца Кемал-уд-довле к иранскому принцу Джелал-уд-довле и ответ последнего на эти письма". Этот замечательный философско-политический трактат в острополемической форме критикует весь социальный строй феодального мира.
Это произведение было вершиной прогрессивной мысли в Азербайджане, и не только в Азербайджане. Оно свидетельствует о решительном переходе автора с просветительских на революционно-демократические позиции. Кемал-уд-довле не только ратует за освобождение трудящихся от духовного рабства, но и призывает к единению в борьбе с деспотическим гнетом. В своём философском трактате Ахундов так же развивал материалистические идеи, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы.
Мировоззрение Ахундова, как философа, складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 века. В теории познания Ахундов стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания.
Протестуя против социального гнёта, Ахундов выступал в защиту прав женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от ортодоксальных религиозных верований. Большое значение Мирза Фатали придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским; выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность Ахундова оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения А. впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов бывшего СССР.
Ахундов был инициатором ряда прогрессивных начинаний в истории азербайджанской общественной мысли. Он впервые выступил против старых, схоластических литературных канонов, защищал в искусстве идейность, пропагандировал реалистический метод. В Турецкой академии М.Ф. Ахундов также защищал проект нового алфавита, который был введен в Турции только в 1928 г., т. е. спустя пятьдесят лет после смерти писателя.
Ахундов оказал влияние на развитие реалистического направления в литературах соседних стран. Об этом свидетельствуют "Дневник путешествия Ибрагим-бека" Гаджи Зейналабдина из Мараги (1838-1910), рассказы Абдурагима Талыбова из Тебриза (1855- 1910), сатирические бытовые комедии Мирза Ага Тебризи, Все эти произведения написаны под непосредственным воздействием творчества великого азербайджанского писателя.
Верно отмечают, что Ахундов был для азербайджанской литературы тем, чем Пушкин для.русской, Гете для немецкой; Вольтер для французской, Шекспир для английской.
Круг идей и тем азербайджанской литературы никогда не был ограничен узкой проблематикой. Общественно-философские проблемы, которые ставились в ней, часто затрагивали коренные вопросы жизни народов всего Востока. Эти традиции и продолжил М. Ф. Ахундов в своем творчестве.

Широкоизвестные и переведенные на разные языки произведения Мирзы Фатали Ахундова можно прочитать под нижеприведенными ссылками:

Визирь Ленкоранского Ханства: http://www.theatre-studio.ru/library/akhundov_mf/vizir.html

Обманутые Звезды: http://www.azeribook.com/xix_vek/akhundov/obmanutiye_zvezdy.htm

Mусье Жордан ... : http://azeribooks.narod.ru/xix_vek/akhundov/musye_jordan.htm

Другие произведения:

http://www.kulichki.com/inkwell/hudlit/ruslit/azeribooks.htm

http://www.azeribook.com/xix_vek/akhundov/rasskazi.htm


Source: http://www.oval.ru/enc/5511.html http://www.azerros.ru/az_lit_08.htm#Мирза%20Фатали%20Ахундов (Aзербайджанская литература 19 века)