руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
12 июль
09:39
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Разное
воскресенье, апрель 15, 2007

Азербайджанские миниатюры

aвтор: Shemsi ®
 
Азербайджанские миниатюры
Азербайджанская миниатюра представляет собой одну из интереснейших страниц в многовековой истории искусства народов Ближнего и Среднего Востока.
Азербайджанская миниатюра развивалась под влиянием классической восточной поэзии. Не будет преувеличением сказать, что как античная мифология в древнегреческом искусстве, так и классическая поэзия являлась неиссякаемым источником для восточной миниатюры.
Неувядаемые, прославленные в веках произведения величайших поэтов мировой литературы – Фирдоуси и Низами, Саади и Хафиза, Джами и Навои, Хосрова Дехлеви и других выдающихся классиков восточной поэзии были неисчерпаемым источником вдохновения художников, обогащали их искусство передовыми гуманистическими идеями, вечно живыми, проникновенными образами. Грандиозная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси, героические, любовно-романтические и филосовско-дидактические поэмы Низами оказали сильное влияние на творчество художников, явились мощным стимулом для создания многочисленных, неповторимых в идейно-эстетическом отношении произведений, отличающихся жизненным, светским содержанием, далеким от религиозной отвлеченности, сурового аскетизма.
Восточная поэзия не только определила гуманистическое содержание и идейную направленность миниатюрной живописи, но и наложила определенный отпечаток на развитие ее художественной формы. Возвышенный мир образов, изысканный, цветистый своей метафоричностью язык восточной поэзии, ее ритмичность и музыкальность помогли художникам создать глубоко созвучный им условно декоративный стиль, романтически прекрасный образный строй.
Вот почему миниатюрная живопись, да и другие виды изобразительного искусства народов Ближнего и Среднего Востока обладают некоторыми ярко выраженными общими чертами. Однако, обладая общими чертами, обусловленными с одной стороны – общностью тематики, а с другой – спецификой данного вида искусства, миниатюрная живопись каждого народа имеет отличительные особенности. Особенности развития общественной жизни и эстетические взгляды каждого народа наложили отпечаток на характер развития его искусства. Вот почему чертами неповторимого своеобразия отличаются миниатюры арабского Востока, Турции и Ирана, Азербайджана и Средней Азии.
В свете современных научных данных все яснее вырисовывается значение и ведущая роль азербайджанской миниатюры в общем процессе развития миниатюрной живописи в различных странах мусульманского Востока. Известно, что одни из наиболее ранних образцов книжной миниатюры народов Ближнего И Среднего Востока создавались в азербайджанских городах – Хое, Мараге и Тебризе. И это не случайно, ибо в XIII – начале XIV веков Марага и Тебриз – резиденции первых ильханов – были наиболее развитыми культурными центрами мусульманского Востока.
В начале XIV века в окрестностях Тебриза были созданы новые городки – Газанийе и Рашидийе, в которых помещались учебные и научные учреждения, обширная библиотека и художественные мастерские. В мастерских были сосредоточены лучшие каллиграфы, художники и другие мастера книжного искусства из разных стран, которые переписывали и иллюстрировали книги-рукописи, в том числе капитальный труд «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид ад-дина – известного врача, историка и государственного деятеля, создателя этого научного и художественного центра.
Азербайджанскими художниками созданы многочисленные иллюстрации к бессмертным произведениям корифеев классической восточной поэзии. Роскошные рукописи «Шах-наме»Фирдоуси и «Хамсе» Низами, произведений Саади и Хафиза, Джами и Навои, Хосрова Дехлеви, богато иллюстрированные азербайджанскими художниками, а также великолепные миниатюры на отдельных листах, собранные в специальные альбомы – «Муракка» свидетельствуют о том, что зербайджанская миниатюра прошла длительный и сложный путь развития, прежде чем достигла высшего расцвета в 30-40 годах XVI века.
Наиболее ранние образцы азербайджанской миниатюры, иллюстрирующие рукописи «Варга и Гюльша» (нач. XIII века), «Манафи ал-хайван» (1298 г.), «джами ат-таварих» (1308 и 1314 гг.) свидетельствуют о возникновении на Среднем Востоке новой художественной школы.
В силу своего географического положения Азербайджан был местом скрещивания различных культурных течений, тем «чудесным» котлом, по меткому выражению востоковеда Крамера, в котором мешалось, перерабатывалось и получало совершенно новый, своеобразный вид все то сырье или полусырье, что доставляли Запад и Восток, Север и Юг…
Уже в середине XIV века в миниатюрной живописи тебризской школы формируется совершенно новый, оригинальный стиль, как бы синтезирующий различные художественные традиции. Иллюстрации большого тебризского, так называемого демоттовского «Шах-наме» 1330-1340 годов представляют новый, более высокий этап в развитии не только азербайджанской миниатюры, но и всей восточной живописи. Миниатюры этой роскошной рукописи, рассеянные по различным музейным собраниям Европы и Америки, заслуженно считаются шедеврами восточной живописи. Выполненные различными творческими почерками, следовательно, принадлежащие кисти различных художников, эти миниатюры в целом отличаются монументальностью композиции, выразительностью образов, яркостью и богатством колорита.
Большая часть иллюстраций к этой рукописи была исполнена мастером Шамс ад-дином. Другую группу миниатюр приписывают его ученику, знаменитому художнику второй половины XIV века Абдул Хайю, которого позднее Тимур поселил в своей столице Самарканде.
По содержанию иллюстрации этой рукописи отличаются разнообразием сюжетов, охватывают различные жанры. Но центральное место в них занимают изображения легендарных подвигов главных героев «Шах-наме» - Рустама, Бахрама, Искендера и других. В лучших иллюстрациях рукописи художники, наряду с поисками новых выразительных средств, решали и более сложные психологические задачи, стремясь глубже и разносторонне характеризовать своих героев, шире раскрыть их духовный мир. Выразительностью композиционного строя отличается, например, миниатюра «Бахрам Гур убивает дракона». В иллюстрациях «Ардаван перед Ардеширом», «Смерть великого Искендера», «Фиридун оплакивает сына Иреджа» подкупает правдивая передача драматичных событий, эмоциональная выразительность главных героев.
Несмотря на то, что в образном строе, в композиционном и колористическом решении иллюстраций большого тебризского «Шах-наме» наблюдаются некоторые черты стилистического отличия, в целом миниатюры этой уникальной рукописи представляют единое художественное направление в развитии азербайджанской миниатюры XIV века.
Высоко оценивая тебризскую школу XIV – XV вв. немецкий исследователь Ф. Щульц называет ее «школой-матерью», сыгравшей значительную роль в развитии миниатюрной живописи и сложения ряда художественных школ в различных странах Среднего Востока.
Тебриз, в силу сложившихся социально-экономических условий в XV веке, хотя и утрачивает свою определяющую роль, но тем не менее сохраняет значение крупнейшего культурного центра и важной школы миниатюрной живописи. В XV веке многие видные художники и мастера книжного искусства Азербайджана привлекались в тимуридский Герат, где занимая руководящие посты, выполняли специальные заказы (Пир Сеид Ахмед, Ходжа Али Мусаввир, Кавам ад-дин, Гияс ад-дин и др.). знаменитый каллиграф, ученый и поэт Джафар Тебризи долгие годы возглавлял работу дворцовой библиотеки Байсонкура, Пир Сеид Ахмед был учителем величайшего художника Востока Кямал ад-дина Бехзада.
В XV веке под влиянием тебризской школы миниатюрная живопись развивалась и в других городах Азербайджана, хотя образцы ее выявлены еще крайне мало. Характерные черты тебризской школы прослеживаются в миниатюрах одной антологии, выполненной Шараф ад-дином Гусейн Султани в Шемахе в 1468 году (Лондон, Британский музей) и рукописи «Бустана» Саади, выполненной Абдул Лятифом Ширвани в 1539 году (Станбул, музей Топканы). Большой интерес представляют миниатюры бакинского художника XV в. Абдулбаги Бакуви (Станбул, музей Топканы).
Характерные черты стиля тебризской миниатюры начала XV в. наиболее ярко выражены в иллюстрациях одной рукописи поэмы «Хосров и Ширин» Низами, переписанной в Тебризе в 1410-1420 годах. Они отличаются тщательно разработанной композицией, несколько напоминающей стиль устада Джунейда, сухостью рисунка и сдержанность калорита.
Среди миниатюр конца XV в. наибольший интерес представляют иллюстрации к малоизвестной рукописи «Хамсе» Низами (Станбул, музей Топканы). Миниатюры этой роскошной рукописи, изготовленной в Тебризе в конце XV начале XVI вв., по композиционному и колористическому решению заметно отличаются от миниатюр начала XV века. Они сложны и разнообразны по композиции, богаты по колориту. Заметно возрос интерес художника к природе, пейзажу, который становится неотъемлемой частью композиции и играет определенную роль в раскрытии содержания миниатюры.
Миниатюры XV века, в целом, отличаются от произведений XIV века по технике и манере исполнения. Живописная манера письма, свободный мазок уступают место графической манере. Строго очерченный контур, тонкий, изящный рисунок составляют основу изобразительного языка художника. Цвет приобретает более декоративный характер. Чередование ярких, локальных тонов, их контрастное звучание обогащают колорит, усиливают эмоциональное воздействие миниатюры. Эти черты стиля приближают миниатюры конца XV в. к произведениям тебризской школы XVI века.
loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.