руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
15 дек.
21:00
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Разное
четверг, июнь 11, 2009

Азербайджанская музыка

aвтор: Brat3 ®
 
Азербайджан - страна древних, поразительно богатых фольклорных традиций. В многообразных песнях и танцах, исполняемых под звуки различных инструментов, народ выражал свою художественную одаренность. Привлекая своей красотой и совершенством, народные песни и танцы являются итогом многовековой творческой практики безымянных авторов.

Первые сведения о музыкальной культуре на территории современного Азербайджана относятся к 5-3-му тыс. до н.э. В течение многих веков бытовали фольклорная (крестьянская и городская) музыка и творчество народно-профессиональных музыкантов устной традиции (в т.ч. ашугов). В Азербайджанской музыке 7 основных ладов: раст, шур, сегях (особенно распространены), шуштэр, баяты-шираз, чаргях, хумаюн.



Среди инструментов: струнно-смычковые - кеманча; струнно-щипковые - тар, саз, уд; духовые - тутак, балабан, зурна; ударные - дэф (бубен), нагара, гоша-нагара. Среди азербайджанских струнных музыкальных инструментов наиболее сложным и совершенным по своим техническим и динамическим возможностям является тар. Выдающийся композитор Узеир Гаджибеков, ссылаясь на возможности виртуозного исполнительства и акустические свойства тара, писал: "Среди музыкальных инструментов самым ценным, важным является тар, дающий восточному музыкальному образованию большую широту".


Слово "тар" в переводе с персидского языка означает "струна", "нить".



Зурна


Инструмент, обладающий сильным и высоким звуком, он широко распространен на территории Азербайджана и занимает свое определенное место в нашей культурной жизни. Название "зурна" происходит из слова "сурнай" , которое переводится как "сур", т.е. "большой банкет", + "най", т.е. "камыш, тростник".



Кяманча


Кяманча струнный смычковый музыкальный инструмент. Разновидности его под различными названиями были распространены в музыкальной практике народов Центральной Азии и Среднего Востока. Период высокого расцвета исполнительства на кяманче начинается со второй половины XIX века и он связан с развитием искусства ханенде (национальных профессиональных певцов). Первые старинные образцы кяманчи изготавливались из выдолбленной тыквы, индийского ореха и украшались слоновой костью. Есть предположение, что одно - и двухструнная кяманча возникла на основе смычкового гопуза.



Готлуг(подмышечный) нагара


В настоящее время нагара в качестве ведущего инструмента играет большую роль в составе ансамблей и оркестров народных инструментов. Слово "нагара" в переводе с арабского означает "постукивать", "поколачивать". На инструменте играют ладонями и пальцами обеих рук. Некоторые фольклорные произведения исполняются также при помощи двух легких палочек. Во время игры используются такие приёмы, как шлепок, тремоло, трель и щелчок.




Нагара, обладающая мощной звукодинамикой, позволяет извлекать из неё разнообразные тембровые оттенки, и на ней можно играть также и на открытом воздухе. В традиционных фольклорных обрядах, в народных театрализованных играх, а также в танцах типа джанги, яллы и других, используется голтуг нагара.

Корпус этого инструмента изготавливается в цилиндрической форме из ореха, абрикоса и других пород дерева.



Думбек


Один из старинных ударных инструментов, широко распространённый в Азербайджане, более всего характерен для южной зоны. Думбек первоначально изготавливали из обожженной глины, а позднее, из дерева и железа. Его корпус имеет форму бокала и настоящее время делается из меди, ореха, абрикоса, а на его верх натягивается телячья или козья кожа. Ремень, обвязывающий корпус, во время игры надевается на левое плечо. На инструменте играют пальцами обеих рук.



Гармонь


Клавишный духовой музыкальный инструмент с мехами и проскакивающими металлическими язычками. Приблизительно с конца XIX века она становится частью традиционной музыкальной культуры Азербайджана. Современная усовершенствованная гармонь зачастую воспринимается азербайджанцами как народный инструмент. Изучение технических, исполнительских особенностей гармони, используемой в Азербайджане, выявляет полное отличие ее хроматического строя от звукоряда русской гармони. Мастера, занимавшиеся в Азербайджане изготовлением и сборкой этого инструмента, привели его звуковую систему в полное соответствие со звукорядом азербайджанской музыки, что в совокупности с тембровой окраской инструмента и широкими техническими исполнительскими возможностями сделали гармонь очень удобным инструментом для исполнения азербайджанской народной музыки, в том числе, мугамов.



Балабан


Один из духовых инструментов, широко используемых в составе оркестров, ансамблей, а также ашыгских и прочих фольклорных исполнительских групп. Название инструмента (иногда произносимое как "баламан") происходит от слов "бала", т.е. меньший, + "бан", т.е. петушиный крик, и, таким образом, связывается с характером тембра инструмента. Балабан изготавливают, главным образом, из абрикосового, орехового, тутового или грушевого дерева, вытачивая его на специальном станке и выдалбливая изнутри; после этого его промазывают льняным или оливковым маслом и в течение длительного времени просушивают при определенной температуре.



Барбат


Струнный плекторный инструмент, употреблявшийся в Азербайджане до XVI-XVII веков . Барбет принадлежит к семейству инструментов типа уда, но, по сравнению с удом, корпус барбета крупнее и его шейка значительно длиннее, чем на уде. Барбет считается, в основном, дворцовым музыкальным инструментом; много сведений о нем можно найти в творчестве средневековых азербайджанских поэтов -классиков, в том числе у Низами Гянджеви.


Этимология слова "барбет" связывается со значением слов "бар", т.е. "грудь" и "бет" -"утка". Однако в некоторых источниках отмечается, что это слово, будучи арабского происхождения, переводится (с этого языка) как "волнение на воде, зыбь". Из средневековых источников, а также из произведений Низами можно заключить, что создателем этого инструмента был известный в истории музыкант, искусный исполнитель-инструменталист, певец, а также композитор по имени Барбед.



Рубаб


Струнный щипковый плекторный музыкальный инструмент. Он широко использовался в средних веках в Азербайджане. Рубаб нашёл своё описание в творчестве Низами, Насими, Физули, С.А.Ширвани и многих других классиков. Аль-Фараби, выдающийся учёный и теоретик музыки X века рубаб музыкальным инструментом старинного восточного происхождения. Он был очень популярен среди народов Центральной Азии под названиями "кашгарский рубаб", "таджикский рубаб".


Начиная с XVIII века, рубаб в Азербайджане постепенно выходит из употребления. Этот инструмент, сыгравший в свое время значительную роль в истории азербайджанской музыкальной культуры, не сохранился к настоящему времени. Теперь нами он восстановлен и вновь зазвучал в составе ансамбля "Старинные музыкальные инструменты".



Гавал


Хотя гавал, в целом, является мембранофонным инструментом, ему присущи также признаки идиофонного инструмента. К его обечайке, изготавливаемой из ореха, с внутренней стороны по периметру прикрепляются 60-70 мелких медных колец.


Гавал обязательно входит в состав трио, исполняющего такие формы и жанры традиционной азербайджанской музыки, как рянги, дерамеды, теснифы изерби-мугамы. Гавал в качестве ведущего инструмента был введен в состав оркестра народных инструментов гениальным Узеиром Гаджибековым и сам композитор написал первую оркестровую партию для него. В настоящее время гавал занимает своё заслуженное место в составах ансамблей и оркестров народных инструментов.



Ней


Считается одним из старинных музыкальных инструментов. Он начинает свою историю задолго до нашей эры. Различные его виды были широко распространены среди народов Ближнего и Среднего Востока, как и во многих странах мира. В Азербайджане в разные периоды истории бытовали несколько разновидностей нея.


Крупный ученый, музыковед, живший в XIV-XV веках, Абдулгадир Мараги в своём труде "Магасид ал-алхан" (Цели мелодии) сообщает о двух разновидностях нея - аг(белый) ней и гара(черный) ней, - существовавших в его время. Ней, своим чудесным тембром, даривший музыкальному миру вдохновение, в XX веке был совершенно забыт и лишь в последние годы вновь стал украшением наших музыкальных меджлисов.



Сантур


Принадлежит к семейству инструментов, называемых "Ятыг сазлар", т.е. горизонтально лежащих инструментов. Такого типа инструментами также являются канун и нузха. Главное отличие сантура от этих инструментов только в том, что на нём играют двумя лёгкими молоточками. Следовательно, сантур может также считаться струнным ударным инструментам. Согласно историческим данным, название "сантур" происходит от греческого "псантерина". По легенде, еврейский пророк и царь Давид был создателем ряда музыкальных инструментов. С его же именем связывается создание сантура. Р.Ектабей пишет о сантуре: "Этот музыкальный инструмент очень древний, он упоминается ещё в "торе" под названием "псантерин". Слово "сантур" представляет другую фонетическую форму этого названия". В странах Востока и Запада широко распространены разновидности горизонтально лежащих музыкальных инструментов.



Тутек


Музыкальный инструмент, представляющий род свирели распространен с древних времен, главным образом, среди пастухов. Различные типы тутека существуют во многих странах. В Азербайджане его разновидности большого и малого размеров используются, преимущественно, в качестве солирующих инструментов в составах ансамблей и оркестров народных инструментов.


Цилиндрической формы ствол инструмента изготавливается из абрикоса, ореха, шелковицы или тростника.



Саз


Струнный плектрный музыкальный инструмент. Он составляет неотъемлемую часть ашыгского искусства, продолжившего традиции великого искусства озанов, Вместе с тем, саз является одним из символов тюркского мира, тюркской духовности. Синкретическое творчество ашыгов, сочетающее в себе инструментальное и вокальное исполнительство, искусство художественного слова, танца (пластики) и актёрское мастерство, наряду с искусством мугама, составляют самые древние пласты азербайджанской национальной культуры. Предшественниками сегодняшних ашыгов считаются такие, некогда известные у древних тюркоязычных народов творческие личности, как "шаман", "гам", "оюн", "бахиш", "яншаг", "варсаг" и, наконец, "озан".



Вслед за искусством озанов, прошедшим на протяжении сотен и тысяч лет длительный путь эволюции до искусства ашыгов, гопуз проделал сходный путь развития до ашыгского саза.


Современный азербайджанский саз следует считать самым совершенным потомком гопуза. Свою нынишнюю форму он принял уже в эпоху Шаха Исмаила Хатаи. В одном из стихотворений ("гошма") шаха Исмаила Хатаи (XVI в.), саз воспевается прекрасными строками:

Корпус саза изготавливается из отборных видов тутового дерева, шейка - из ореха.



Чаганэ


Четырехструнный смычковый инструмент , популярный в Азербайджане вплоть до конца XIX века. Русский художник Г.Гагарин, побывавший в первой половине XIX века в Азербайджане, в своей картине "Шемахинские танцовщицы" среди прочих инструментов изобразил также чагане. Сведения об этом инструменте имеются в произведениях Гатрана Тебризи, Имадеддина Насими, Сеид Азима Ширвани и многих других поэтов-классиков. Он состоит из грушевидного корпуса, шейки и головки. Реконструированный образец этого инструмента был представлен на научном симпозиуме в Эдинбурге (Шотландия, 2000), посвященном истории струнных смычковых инструментов, где произвёл большое впечатление на участников симпозиума.



Гопуз


Самый старинный струнный инструмент. История его происхождения берёт свое начало задолго до нашей эры. В 1960 годах во время археологических раскопок, проводимых учеными археологами из США в Южном Азербайджане на склоне горы Шушдаг, в древнем городе Джигамыш - месте поселения древних людей, - были обнаружены редкие предметы культуры, относящиеся к VI тысячелетию до н.э. Среди этих находок самой интересной была глиняная посуда с изображением музыканта (озана), прижимающего к груди гопуз, а также с изображением музыкального меджлиса с участием нескольких музыкантов. Гопуз был известен в широком географическом ареале, где жили тюркские народы.
loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.