руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
19 нояб.
11:01
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Разное
среда, январь 20, 2010

Морское пароходство Азербайджана

aвтор: polunochnik ®
 
Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»




Содержание

1 История Каспийской военной флотилии

2 Исторический путь Каспийского морского пароходства

3 Портовое хозяйства

4 Каспар 90-ых годах...

5 Развития пароходства - танкеры

6 Суда Каспийского моря

7 Достижений сормовских судостроителей

8 Азербайджан на Каспийском бассейне



История Каспийской военной флотилии

Первая попытка создания военной флотилии на Каспийском море относилась к 1667, когда "для посылок из Астрахани на Хвалынское море" началось строительство корабля "Орел" и других кораблей и судов. С 1713 в Астрахани строились военные корабли для экспедиции князя А. Бековича-Черкасского, отправившейся в октябре 1716 морем в Гурьев, а оттуда в Хиву.

В 1721 после победы в Северной войне Петр I начал подготовку к походу на Каспий с целью расширить торговые связи России с восточными странами, восстановив балтийско-каспийский водный путь, оказать помощь закавказским народам в национально-освободительной борьбе. Проводилось изучение и описание театра, составлялись первые карты моря. Для Персидского похода было построено 59 судов. 18.7 1722 из Астрахани вышли 274 судна и более 170 лодок с десантом (около 22 тыс. пехоты), по суше из Царицына (Волгоград) было направлено 9 тыс. регулярной кавалерии. Соединившись у Аграханского зал., войска под командованием Петра I и Ф. М. Апраксина 23.8 заняли Дербент. 1722 из Астрахани вышел отряд из 14 судов под командованием капитан-лейтенанта Ф. И. Соймонова с десантом в 1 тыс. человек, которым командовал полковник И. А. Шипов, для овладения г. Решт. В декабре русские войска высадились в Энзелийском зал. и заняли Решт. В июне 1723 из Астрахани вышла Каспийская флотилия (20 судов, 4 тыс. человек) под командованием генерал-майора М. А. Матюшкина для взятия Баку. 26.7 1723 после четырехдневной бомбардировки город был занят русским десантом. Успешные боевые действия армии и флотилии способствовали тому, что 12.9 1723 в Санкт-Петербурге был заключен мирный договор с Персией (Ираном), по которому к России в вечное владение отходили Дербент, Баку с прилегающими к ним землями, провинции Ги-лян, Мазендеран и Астрабад. К концу похода флотилия насчитывала 80 кораблей и судов. После смерти Петра I военные действия были приостановлены и флотилия пришла в упадок.

В конце XVIII в. Каспийская флотилия вновь усиливается. В 1780 был сформирован отряд из трех 20-пушечных фрегатов, бомбардирского корабля и ботов под командованием капитана 2 ранга М. И. Войновича. В мае - июне 1796 при поддержке кораблей флотилии русские войска вновь овладели Дербентом и Баку, остальными приморскими провинциями, включая Гилян. В 1805 во время русско-иранской войны 1804-13 отряд кораблей (7 военных, 11 транспортных судов) под командованием капитан-лейтенанта Ф. Ф. Веселаго перевез из Астрахани десант, который под прикрытием огня кораблей захватил крепость Энзели (Пехлеви). В 1805 был в третий раз занят Баку, а в 1813 крепость Ленкорань. В обстреле и штурме крепостных укреплений участвовали корабли флотилии. 12.10 1813 был подписан Гюлистанский мирный договор, по которому к России отошли Грузия, Дагестан и Северный Азербайджан. Русским и персидским купцам разрешалось свободно торговать на территориях обоих государств. Право держать военный флот на Каспийском море предоставлялось только России.

В период русско-иранской войны 1826-28 Каспийская флотилия под командованием генерал-майора П. Г. Орловского оказывала русской Кавказской армии существенную помощь. Война закончилась Туркман-чайским договором, по которому к России переходили Эриванское и Нахичеванское ханства, часть Каспийского побережья до р. Астара и подтверждалось исключительное право держать военные суда на Каспии.

К 1828 флотилия состояла из 14 кораблей, 6 транспортов и 12 вспомогательных судов (2 из них паровые). В русско-турецкую войну 1828-29 корабли флотилии доставляли к западным берегам Каспия подкрепления и грузы для русской армии, действовавшей в Закавказье.

С 1867 главной базой флотилии становится Баку.

В Ахал-Текинской экспедиции (апрель 1880 - март 1881) генерала М. Д. Скобелева важную роль сыграл отряд моряков Каспийской флотилии под командованием капитана 2 ранга С. О. Макарова. Моряки отряда, артиллеристы морской батареи и минеры подрывной команды отличились во время штурма крепости Геок-Тепе.


Исторический путь Каспийского морского пароходства

Исторический путь Каспийского морского пароходства был нелегким. Многие поколения, посвятившие свою жизнь морю, приложили свой талант и способности для формирования и дальнейшего развития флота, пристаней, строительства судоремонтных заводов, создания учебных и медицинских учреждений. Мы сегодня с огромной гордостью вспоминаем тех людей, благодаря усилиям и стойкости которых были заложены фундаментальные основы существования и укрепления нашего пароходства. Развитие каспийского морского транспорта неразрывно связано с именами знаменитых руководителей Каспара, среди которых следует особо отметить Махмуда Рагимова, Николая Мухина, Джаббара Гашимова, генерального директора производственного объединения «Каспморсудоремонт» Ниязи Гарагашлы, начальника управления каспийских морских путей сообщения Баларзы Мамедова и многих других.

Еще в июне 1982 года, ознакомившись с экспонатами Исторического музея пароходства, Гейдар Алиев в Книге почетных гостей записал: «Каспийское морское пароходство имеет большую и богатую героизмом историю, созданный музей достойно отражает все это».

На самом деле корни создания судоходства на Каспии уходят далеко в глубь веков. Однако торговое пароходство стало здесь развиваться лишь в XIX веке. Мощный толчок этому дал бурный прогресс нефтяной промышленности в Баку.

Впервые в мае 1858 года была создана судовладельческая компания под названием Акционерное общество «Кавказ и Меркурий». Именно эта дата считается началом Каспийского морского пароходства.

По истечении времени Баку превращается в центр крупного морского транспорта. Достаточно сказать, что с ростом объема перевозок нефти и нефтепродуктов возросла и потребность в новых плавсредствах. В 1873 году, впервые в мире, на Каспии была сдана в эксплуатацию нефтеперевозочная баржа «Александр». Первый в мире железный танкер «Зороастр» был привезен в Баку в 1878 году. Первый теплоход с двигателем внутреннего сгорания «Вандал» - в 1903 году, а чуть позже (тоже впервые в мире) - управляемое двумя реверсивными двигателями судно «Дело» - были привлечены к грузоперевозкам.


Портовое хозяйства

Все эти факты свидетельствуют о том, что Азербайджан является сегодня одной из первых стран в мире, занимающихся эксплуатацией танкерного флота. Рост объема грузоперевозок в море и расширение флота потребовали улучшения портового хозяйства, создания судоремонтной базы. Таким образом, на берегах Каспия были созданы крупные порты в Баку, Петровске (нынешняя Махачкала), Красноводске (нынешний Туркменбаши). Кроме того, в Баку образовались отдельные мастерские для ремонта судов. В 1889 году был заложен фундамент нынешнего завода имени Парижской коммуны, а в 1893 году - завода имени Закфедерации. Затем стали действовать бывший завод имени Вано Стуруа (1931 год) и нынешний завод имени И.Аллахвердиева (1942 год).

В истории Каспара особой вехой являются годы Великой Отечественной войны, которая резко изменила рабочий режим флота, портов и заводов Каспийского морского пароходства. По специальному распоряжению правительства крупнотоннажными танкерами стали эвакуировать мирное население западных районов Союза в Среднюю Азию. Каждый танкер на свои борта брал по 4,5 - 5 тысяч человек и переправлял их на восточные берега Каспия. Только за первые шесть месяцев войны было перевезено свыше ста тысяч человек. Одновременно по Каспию перевозились военное снаряжение и техника, цистерны в прицепе судов. Благодаря мужеству и героическому труду наших моряков все задания правительства и военного командования были выполнены своевременно.

За эти заслуги Каспийское морское пароходство было удостоено Переходящего Красного Знамени Госкомобороны СССР.

Значительное событие в жизни Каспара произошло в 1953 году: два отдельно действующих пароходства - «Каспфлот» и «Касптанкер» - были объединены, и таким образом было создано единое Каспийское морское пароходство. А в 1961 году в его состав было включено Астраханское пароходство «Рейдтанкер».

В 1953-м и последующих годах флот Каспийского морского пароходства пополнялся судами нового типа, которые строились на верфях Союза и зарубежных стран. Были пущены в эксплуатацию танкера типа «река-море», суда для перевозки хлопка и лесоматериалов. Самым значимым событием 60-х годов прошлого века явилось открытие одной из крупных в Европе паромной переправы Баку - Красноводск. Это произошло в 1962 году.

Кроме того, начиная с 1960 года, принадлежавшие Каспару суда через канал Волга-Балт стали курсировать в зарубежные страны. Тем самим наши суда обеспечивали перевозку различных грузов во многие порты Европы, Азии и Африки.

Этот период также характеризуется повышением профессионального, общеобразовательного, культурного уровня морских работников. Отличный подарок получили выпускники Бакинского мореходного училище имени Гафура Мамедова: в Баку был открыт филиал Одесского института высших морских инженеров, что позволило им продолжить свою учебу в родном городе. За достигнутые высокие производственные показатели коллектив Каспийского морского пароходства в 1984 году был награжден орденом Октябрьской революции.


Каспар 90-ых годах...

Особое место в истории Каспара занимают 90-е годы прошлого века. Начало новой стадии развития пароходства положило решение Кабинета министров Азербайджанской Республики от 24 января 1992 года «О передаче предприятий транспорта и связи в юрисдикцию Азербайджанской Республики». Правда, в первые годы обретения государственной независимости наша республика переживала определенные трудности, которые не прошли бесследно и для каспийских моряков. Но транспортный флот Азербайджана в те тяжелые дни работал четко, занимался перевозкой необходимых для страны грузов.

К примеру, в 1994 году была прекращена железнодорожная связь с Россией, в результате чего остановилась транзитная перевозка грузов из Баку в республики Средней Азии и Иран. Тогда наше пароходство от имени Азербайджанской Республики заключило ряд контрактов с Грузией, Украиной, Казахстаном, Турцией и другими государствами о сотрудничестве в области торгового судоходства. Это способствовало формированию рынка грузоперевозок, восстановлению самого транспортного сектора, повышению эффективности работы и улучшению благосостояния тружеников отрасли. Самое главное, это стало причиной восстановления дружеских связей, добрососедских отношений между странами.

В эти годы возрос имидж и авторитет Азербайджанского государственного Каспийского морского пароходства в международной ассоциации судовладельцев Черноморского бассейна, международного клуба страхователей судов и т.д. В результате всего этого в мае 2001 года Азербайджан был признан самой лучшей морской страной и включен в «Белый список» международной морской организации IMO.


Развития пароходства - танкеры

В начале октября 2005 года Каспийскому морскому пароходству (КАСПАР) был передан третий танкер проекта 19619 "Шах Исмаил Хатаи". На сегодняшний день танкер проекта 19619 - самое крупное судно на Каспии, способное входить в любые порты и выходить через Волго-Донской канал в другие моря без переоборудования портовых терминалов. Танкер "Шах Исмаил Хатаи" стал 70-м сормовским танкером для Каспийского пароходства. Истории сотрудничества российского судостроительного завода и Каспийского пароходства уже более ста лет.

Полтора года назад, в мае 2003 года, на заводе Красное Сормово отметили 100-летие строительства первого в мире дизель-электрохода "Вандал". А приурочили это событие к спуску на воду танкера "Профессор Азиз Алиев", который строился тогда по заказу Каспийского морского пароходства - государственной компании Азербайджана.

"Вандал" был речным танкером, и первые сорок лет своей долгой службы трудился на Шексне. В 1941 году "Вандал" был передан Каспийскому морскому пароходству, в годы Великой Отечественной войны перевозил Бакинскую нефть. Во время шторма затонул, был поднят, восстановлен и еще многие годы работал на реке Кура.

Долгое время о "Вандале" в Сормове ничего не было слышно. Но однажды в редакции заводской газеты "Красный Сормович" раздался телефонный звонок. Видади Гусейнов, редактор районной газеты "Маяк", издающейся в городе азербайджанских нефтяников Али-Байрамлы, рассказал сормовским журналистам о том, что "Вандал" стоит на Куре у городского причала, и на судне планируется создать музей. Он обратился за помощью в сборе исторических материалов о "Вандале". В Азербайджане побывала группа сормовских судостроителей, которые оказали посильную помощь энтузиастам. Как вспоминает один из участников этой поездки, ветеран завода Л.И.Черенков, "мы и предположить не могли, что нефтяники Каспия так бережно хранят свою и нашу историю".

Такова вкратце история одного судна, ставшего символом дружбы и делового сотрудничества сормовских судостроителей и азербайджанских моряков. А всего было построено для Азербайджана и, особенно, для Каспийского морского пароходства десятки судов, в том числе и уникальных.


Суда Каспийского моря

Вообще-то этим взаимоотношениям больше ста лет. Сормовская машиностроительная фабрика изначально создавалась для строительства речных судов. А Волга, как известно, впадает в Каспийское море. Сормовские судостроители не могли не учитывать этого обстоятельства, и едва ли не с первых лет своей деятельности стали строить и морские суда.

Уже в годы Крымской войны по заказу правительства были построены суда для Каспийской военной флотилии. Особенно интенсивное сотрудничество началось в последней четверти XIX века, когда в районе Баку началась нефтедобыча. Товарищество братьев Нобель, талантливых инженеров, активно стало осваивать это месторождение. Для буровых скважин требовалось оборудование, а для перевозки нефти - транспортные средства. В лице Сормовского завода предприниматели нашли достойных партнеров, которые все это могли изготовить.

В 1887 году со стапелей Сормовского завода сошла нефтеналивная шхуна "Минин" водоизмещением 500 тонн. Это был винтовой танкер с паровой машиной мощностью 320 л. с. В 1888 году для Каспия в Сормове построили еще шесть сухогрузных морских пароходов с паровыми машинами мощностью 320 и 400 л. с., в том числе пароход "Сормово" и два нефтеналивных парохода в 400 л. с. - "Ниагара" и "Арамакс".

К весне 1891 года воды Каспия уже бороздили 14 судов с маркой Сормовского завода. Сормовские шхуны в те времена считались наиболее совершенными, даже в сравнении со шхунами шведской фирмы "Мотала", известной во всем мире.

В том же 1891 году сормовские судостроители построили наливную шхуну "Бенардаки" грузоподъемностью 1500 тонн и второй морской танкер "Черный город" с паровой машиной мощностью 400 л. с. В следующем году вступил в строй танкер "Америка", тех же размеров и мощности, а в 1893 году - танкер "Павел". На этих судах помимо паровых машин имелись и паруса, что давало гарантированную скорость хода 9 узлов в час.

Построенные в 1894 году первые наливные танкеры "Сергей" и "Владимир" имели железные корпуса. Всего завод построил таких шхун около 20 единиц. Отлично зарекомендовал себя и морской танкер для Каспия "Слава" с двумя паровыми машинами. В 1905 году сормовичи построили паровой наливной морской танкер "Алейдар Усейнов" грузоподъемностью 2400 тонн. Морской дизельный танкер "Русич" имел два двигателя внутреннего сгорания по 350 л. с. В 1909 году были построены три нефтеналивные баржи - "Муза", "Фея" и "Сормово".


Достижений сормовских судостроителей

В 1911 году на заводе был создан мощный и наиболее крупный караван судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты. Он состоял из плавучего трубопровода и 14-ти вспомогательных судов - землесосов, буксирных пароходов, железных шаланд. В последствии флотилия пополнилась еще восьмью судами.

В 30-х годах ХХ века были построены гигантские по тем временам нефтевозы. Они считались одним из крупнейших достижений сормовских судостроителей. Для того времени постройка таких судов была сложной и трудной задачей. За предвоенные годы сормовичи построили 11 нефтевозов ("Ленин", "Профинтерн", "ВКПб", "Цурюпа", "Жданов" и др.) А вот последний из этой серии танкер сдать помешала война. В 1941-1942 гг. это судно использовалось как несамоходная шаланда в низовьях Волги для доставки защитникам Сталинграда боеприпасов и военного снаряжения.

В 1949 году этот корпус, перебитый в надводной части во многих местах пулями и осколками снарядов, покрытый изнутри слоем цемента, доставили на завод Красное Сормово, где он был превращен в один из лучших танкеров того времени. Танкер "Генерал Ази Асланов" сормовичи сдали в 1950 году. По техническому оснащению он превзошел все суда этого типа.

1960 год был знаменателен для завода началом серийной постройки нового типа судов - морских железнодорожных грузо-пассажирских дизель-электрических паромов для Каспийского моря.

О строительстве и достройке их в Баку и ныне тепло вспоминает сормович Юрий Петрович Пигин. Сюда в командировку с Красного Сормова приезжали маляры, монтажники, работники ОТК и другие специалисты. Много было работников первого судомонтажного цеха: вместе с Юрием Петровичем в командировку отправились Е.И.Лохов, Б.П.Шайдаков, Г.А.Про-хоров, В.Забродин, Е.Негин. Жили сормовичи на теплоходе. На доделку второго парома многие приезжали с семьями.

Юрий Петрович помнит, как необходимы были эти паромы: на азербайджанском берегу скопилось много вагонов с пшеницей, надо было их срочно отправлять, и Каспийское пароходство просило сормовичей разрешить перевозить грузы на недостроенных кораблях. Еще на этих паромах перевозили панели для домов, разрушенных в Ташкенте в 1966 году землетрясением.

На паромах вместе с сормовичами работала азербайджанская команда. Жили с бакинцами дружно. И уже на второй и третий паромы сормовичи приезжали как к родным. И ни про какую национальную рознь тогда, как говорится, слыхом не слыхивали. В 1965 году завод сдал в эксплуатацию первое в мире двухкорпусное морское самоходное транспортно-монтажное судно "Кер-Оглы" с краном грузоподъемностью 250 тонн. Оно предназначалось нефтяникам Каспия и использовалось для перевозки и строительства на море буровых установок, эстакад металлических крупногабаритных форм и других сложных нефтепромысловых сооружений.

Двухкорпусное морское самоходное транспортно-монтажное судно "Кер-Оглы" грузоподъемностью 250 т. 1965 г. ...Почти сорок лет прошло с той поры, но связь времен не прервалась.

В 2002 году ушел в Азербайджан теплоход смешанного "река-море" плавания "Волга-45", получивший название "Маеstro Niyazi", в 2003 году - два танкера проекта 19612А. А сейчас на заводе выполняется заказ Каспийского морского пароходства - будет построена серия танкеров-"тринадцатитысячников". Три из них уже сданы в эксплуатацию, два строятся. Сотрудничество продолжается...


Азербайджан на Каспийском бассейне

Азербайджан является членом Международной Морской Организации (IMO) с 1995 года. Правительством Азербайджанской Республики ратифицировано более двадцати морских конвенций, включая Протоколы к ним. Присоединение к этим конвенциям имеет важное политическое значение для нашей страны.

Сегодня с особой гордостью хочется отметить достижения Каспийского пароходства по подготовке национальных кадров. Учрежденная еще в 1996 году, Азербайджанская государственная морская академия в этом играет незаменимую роль и обеспечивает отрасль высококвалифицированными специалистами.

Азербайджан на Каспийском бассейне является самым крупным владельцем нефтеналивного флота, мы должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки в вопросах контроля над выполнением судовладельцами требований международных морских конвенций при транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов.

В связи с этим, при согласовании с Генеральным штабом Международной Морской Организации (IMO) совместно с прибывшими из Лондона консультантами Комитета Технического Сотрудничества Международной Морской Организации (IMO) господами Джоном Остергаардом и Кевином О Коннелом 3 декабря в Баку начал свою работу 1-ый международный семинар, организованный Государственной Морской Администрацией Азербайджанской Республики (ГМААР) в рамках Международной Морской Конвенции «По предотвращению разливов нефти, ответственности и взаимосвязи», принятой в 1990 году. Требования данной Конвенции в отличие от Конвенции МАРПОЛ («Предотвращение загрязнения с судов»), принятой в 1973 году, охватывают практически всю сферу деятельности по борьбе с загрязнением окружающей среды.

У азербайджанского национального флота есть не только славное прошлое, но и светлое будущее. Мы в этом убеждены и имеем на то все основания.
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.