руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
24 июль
10:30
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Статьи
пятница, апрель 9, 2010

Национальный бренд

aвтор: usta ®
 

Национальный бренд

  Популярная азербайджанская детская песня «Джуджялярим» отмечает 61-ю годовщину своего триумфального существования


Зарифа БАБАЕВА
Баку


Что мы знаем о песне «Джуджялярим»? А ведь одно название и упоминание о ней уносят нас глубоко в детство, даже тех, кто не является ее ровесником и может быть намного моложе. «Джуджялярим» - маленькие девочки-цыплята в желтеньких пышных платьицах, отплясывающие на сцене, солирующая Сугра Багирзаде, 6-й выпуск мультфильма «Ну погоди», в котором волк в погоне за зайцем попадает в курятник и сталкивается с петухом, и все это веселое действо акцентирует азербайджанская детская песенка. Прекрасные и теплые воспоминания, любимая песня, уже потому, что она сопровождала чуть ли не каждый эпизод прекрасного детства. Что мы знаем об этой любимой и дорогой сердцу песне. Не так уж много. А знать надо, хотя бы потому, что совсем недавно «Джуджялярим» справила 60-летний юбилей, а в 2005 году она, среди других азербайджанских песен, вошла в американский проект «Голоса мира» - компания Mj & Associates совместно с Macmillan/McGrauu Hill's выпустила в свет в США мультмедийный проект, авторами которого являлись профессоры Мери Гетце и Джей Ферн (университет Индиана, США). Данный проект ставил целью ознакомить учащихся американских школ с музыкой народов мира. Наряду с Бразилией, Ганой, Голландией, Зимбабве, Индией, Ирландией, Кипром, Кореей, Мексикой, Hовой Зеландией, Hорвегией, Филиппинами, Южной Африкой и Японией в шести DVD данного проекта нашла свое отражение и музыка Азербайджана.

Эту песню охотно поют и сегодня, она не забыта. Ну а в XX столетии «Джуджялярим», говоря современным языком, стала настоящим «хитом» века. Ее хором исполняли на утренниках в детских садах и школах, пионерских лагерях, бакинских дворах. Детская песенка про цыплят была написана в 1949 году известным азербайджанским композитором Гамбаром Гусейнли на слова Тофика Муталибова. Первым ее исполнителем был Ариф Газиев (ныне директор театра «Мугам», заслуженный деятель искусств Азербайджана, режиссер) в составе ансамбля бакинского Дворца пионеров, получившего название «Джуджялярим». За пределами Азербайджана песня получила широкую известность после 1959 года, когда во время проведения декады азербайджанского искусства в Москве ее с огромным успехом спела 12-летняя Сугра Багирзаде, которая в настоящее время является заслуженной артисткой и художником-флористом. Песня в ее исполнении и сопровождении Государственного симфонического оркестра Азербайджана была включена в пластинку «Лучшие детские голоса мира», которую выпустила Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия». Позднее она исполнялась и в русском переводе («Мои цыплята»), и на десятке других языков. Наряду с опереттой «Аршин мал алан» великого Узеирбека «Джуджялярим» стала флагманом азербайджанской музыки на всей планете. Мало кто знает, что Сугру для исполнения песни выбрали из 150 детей. А в Москве песня так понравилась, что детишек вызывали на бис четыре раза - номер был сложный и непосредственно перед выступлением ребята репетировали его 10 дней подряд с утра до вечера.

Песня-талисман

Солисткой ансамбля «Джуджялярим» Сугра Багирзаде стала случайно. В те далекие времена она была воспитанницей одного из многочисленных кружков бакинского «Дома пионеров». Так получилось, что когда ансамбль «Джуджялярим» готовился к декаде в Москве, солистка уже подросла и не годилась для этой роли. Сугру разглядел художественный руководитель ансамбля Авсар Джаванширов и она вскоре стала новой солисткой ансамбля. Сегодня Сугра Багирзаде признается, что одним из самых ярких эпизодов ее жизни является тот триумф, который был произведен ансамблем «Джуджялярим» на сцене Большого театра Союза ССР в рамках декады азербайджанской культуры. Сугра Багирзаде вспоминает, что на пластинку «Лучшие голоса мира» была также записана песня в исполнении легендарного итальянского певца Робертино Лоретти. И для нее до сих пор является чудом то, что песня «Джуджялярим» в ее исполнении оказалась рядом со знаменитым певцом. Более того, пела она ее в сопровождении Государственного симфонического оркестра Азербайджана под управлением маэстро Ниязи. После этого феноменального успеха Сугру в Москве наградили путевкой в международный пионерский лагерь «Артек», а Рашиду Бейбутову было поручено заниматься с юной солисткой по вокалу. Впоследствии песня «Джуджялярим» станет для Сугры настоящим талисманом ее творческой жизни. В восьмом классе она впервые снимается в короткометражном художественном фильме «По улицам и дорогам» режиссера Зейнаб Кязимовой. И на эту роль ее рекомендует оператор, который снимал выступление ансамбля «Джуджялярим» на сцене Большого театра. Дебют был очень успешным. Вскоре Сургу Багирзаде приглашает на роль «Етяр» в фильме «Улдуз»
режиссер Агарза Гулиев. С кинематографом Сугра ханым больше не расставалась.

Для первого исполнителя «Джуджялярим» Арифа Газиева песня «Джуджялярим» стала неким маяком в жизни. И хотя певцом он не стал, Газиев свою судьбу связал с кинематографом. Окончив Азербайджанский государственный институт искусств им. М.А.Алиева и Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, Газиев становится режиссером и посвящает свое творчество шедеврам нашего музыкального искусства. Заметил же Газиева тогда сам композитор песни Гамбар Гусейнли, который руководил кружком художественной самодеятельности городского Дома пионеров в Гяндже. Тогда этот город назывался Кировабадом. Ариф Газиев являлся одним из воспитанников этого учреждения и был весьма озорным мальчуганом. Подобрав пару аккордов на фортепиано, композитор попросил мальчика исполнить небольшой куплет его новой песни. Газиев запел и в то же время застеснялся, сказав, что слова песни ему не нравятся и если он споет ее, все ребята, с которыми он общается, станут называть его цыпленком. Так и получилось. Позже Ариф исполнил «Джуджялярим» уже в Баку на сцене Азербайджанской государственной филармонии имени Муслима Магомаева. Присутствовавший на концерте первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Мирджафар Багиров окрестил ансамбль «Джуджялярим» «Кировабадскими цыплятами». Он высоко оценил великолепное выступление ансамбля и очень долгое время после этого не иначе как «кировабадскими цыплятами» этих детей не называли.

Режиссер Ариф Газиев считает, что песня «Джуджялярим» стала его путевкой в жизнь, а миллионы других детей выросли под ее незамысловатый напев. Ее не нужно было «раскручивать», она была у всех на устах, несмотря на то, что имела довольно-таки простой музыкальный лад и мотив.

О песне и авторе

Под «Джуджялярим» выросли три поколения исполнителей Азербайджана, для многих из которых она стала входом в мир творчества и искусства. Музыканты постарше вспоминают, что Гамбар Гусейнли был истинно национальным композитором, который прекрасно разбирался в ашугском искусстве после Узеира Гаджибекова. Он знал его глубоко, досконально и со всех сторон. Его мнением дорожили. С трепетным благоговением к нему относились даже самые выдающиеся ашугские исполнители, остерегаясь его профессиональной оценки. Гусейнли знал ашугское творчество досконально – его невозможно было обмануть и где-то схитрить. Не говоря уже о том, что получить его похвалу было большой редкостью и невероятным счастьем. Именно благодаря компетентности Гамбара Гусейнли в 60-70-е годы прошлого века в Азербайджане наблюдался высокий уровень ашугского искусства и выдающиеся проявления - все записи ашугской музыки осуществлялись под его контролем. Отсебятина и безвкусица не допускались.

Гамбар Гусейнли создал на азербайджанском радио женский ашугский ансамбль, для которого сам и писал песни. Передачи с участием этого коллектива очень полюбились слушателям, о чем говорили приходящие на радио письма. Сегодня тем, кто знал Гамбара Гусейнли, не хватает его профессиональной оценки, тонкого знания дела. В его творчестве не было ничего специально композиторского; оно удивляло невероятной естественностью, народностью, простотой и гармоничностью мировосприятия. «Джуджялярим», говорят профессионалы, пример той самой простоты, которая является результатом каких-то широких обобщений. Тонко отыгран и прочувствован сам жанр детской музыки. «В простоте мелодии «Джуджялярим» есть нечто завораживающее: так ребенок лепечет, повторяя на разные лады одно и то же. Присутствует и своеобразная пластика жеста, неумелого и трогательного - как выражение детского желания опекать тех, кто еще беспомощнее, чем ты сам. И весь сюжет этой незамысловатой музыкальной сценки построен на все новых и новых картинках, возникающих в детском воображении. Кто из детей тогдашней большой страны не пел: «Цып-цып-цып, мои цыплятки»!», - сказал в рамках мероприятия, посвященного «Джуджялярим», азербайджанский композитор Айдын Азимов.

«Джуджялярим» - это сложное в простом. Гармония этой песни выражает основной тип развития азербайджанской народной музыки. Повторяющийся рефрен, состоящий всего из трех звуков, имеет своим прообразом ашугскую мелодию под названием «сарытель», а различные варианты обыгрывания этих интонаций опираются лишь на законы сугубо национального мышления. Эксперты-музыковеды считают, что в этом смысле, учитывая ее огромную популярность, «Джуджялярим» и за пределами Азербайджана стала такого же рода эмблемой, брендом национального, как русская «Во поле береза стояла» или грузинская «Сулико».

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.