руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
15 сент.
22:08
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Информация
суббота, июль 24, 2010

Что когда появилось...

aвтор: usta ®
1

Почему греки носили бороду, а римляне нет?

Долгое время обычай носить бороду как в Древней Греции, так и в Риме был всеобъемлющим — ни один уважающий себя грек или римлянин не мог появиться перед окружающими с бритым подбородком. Сохранился даже анекдот о том, что философ Диоген жестоко высмеял безбородого человека, спросив его: «Не собираешься ли ты подать в суд на природу за то, что она сотворила тебя мужчиной, а не женщиной?»


Вызов этой моде бросил Александр Македонский. Этот царь был первым известным безбородым греком. Пример его оказался столь заразителен, что почти 500 лет после его правления бороду в цивилизованном мире носили, пожалуй, только философы, да и то не все.


Существует, правда, и более прозаическое объяснение этого факта, заключающееся в физиологической особенности Александра Македонского, у которого борода просто-напросто не росла. Хотя, может быть, это явление носило и чисто утилитарное объяснение. Известно, что перед решающей битвой с персами при Гавгамелах Александр повелел своим воинам сбрить бороды, чтобы коварные варвары не смогли в тесноте битвы ухватить за них. Так или иначе, но все известные персонажи древней истории бород не носили. За исключением разве что римского императора Адриана, вновь внедрившего эту моду во времена варваризации Римской империи.

 

Когда появились первые брюки?

История появления брюк в Европе началась со скифских меховых и кожаных штанов. Всадников, ездивших без седла и по многу часов не слезавших с лошадей, они спасали от непогоды и защищали кожу. Этот вид одежды у скифов переняли галлы и германцы, то есть варвары. Поэтому у патрициев Древнего Рима штаны считались «варварской одеждой», а за их ношение полагалось строгое наказание. Их разрешали надевать воинам лишь в длительных конных переходах. И понадобились долгие столетия, прежде чем мода обратила на штаны свое внимание.
В Средние века появились штаны-чулки. Каждый чулок прикреплялся шнурками к поясу, а позднее — к куртке. В XIV — XV веках стало модным носить пару чулок разного цвета. В Италии к ним пришивали кожаную подошву, чтобы не надевать обувь. В XVI веке в Испании появились «кальсесы» — короткие штанишки-подушки, набитые для придания объема сеном, конским волосом, пухом. Сверху надевались вторые, с разрезами, через которые была видна дорогая ткань нижних. В Англии эта мода приняла просто-таки уродливые формы. Штаны стали такого размера, что королеве Елизавете пришлось поменять в парламенте скамьи на более широкие и длинные.

Далее брючная мода менялась с калейдоскопической быстротой. «Ландскнехты» появились благодаря немецким солдатам, которые нарезали изношенные штаны лентами и закрепляли у пояса и колен. А вот щеголи, взявшие на вооружение этот фасон, для пошива таких брюк тратили немыслимое количество дорогой ткани. Их сменили мушкетерские шоссы, которые доходили до колена и были украшены кружевом и бантами. Дальше последовали ренгравы — трусы с оборками, которые было принято носить поверх штанов. Они настолько радовали глаз французской знати, что были в фаворе вплоть до конца XVII века.
Но самая большая популярность досталась так называемым подколенным брюкам-кюлотам. Их носили и аристократы, и военные, и простые горожане. В России по указанию Петра I кюлоты, застегнутые на пуговицу под коленом, приказано было носить и дворянам, и горожанам. Несмотря на отчаянное сопротивление купцов и мещан, отдававших предпочтение штанам, заправленным в сапоги, эта мода продержалась до конца XVIII века. Во времена Французской революции аристократы презрительно называли революционеров «санкюлоты», что означало «бесштанники», хотя простолюдины уже давно носили длинные штаны. Со временем и молодые аристократы переняли такую длину. «В числе многих революций в Европе, — писал П.А. Вяземский, — совершилась революция в мужском туалете, введены в употребление и законно утверждены либеральные широкие панталоны сверх сапог или при башмаках на балах». Чтобы они были гладко натянутыми, к ним пришивали штрипки, или, на русский манер, — стремешки.

Появление «стрелок» относится ко второй половине XIX века и связано с развитием фабричного пошива. Большие партии товара плотно складывали в тюки и переправляли чаще всего морским транспортом. После распаковки штаны имели жесткие, плохо поддающиеся разглаживанию стрелки-складки. Но именно такие штаны и стали именовать современным термином «брюки».

 

Почему радуга имеет форму дуги?

На самом деле привычная для глаза человека дуга является лишь частью разноцветной окружности. Целиком же это природное явление можно лицезреть лишь с борта самолета, да и то лишь при достаточной степени наблюдательности.

Первые исследования формы радуги еще в XVII веке проводил французский философ и математик Рене Декарт. Для этого ученый использовал стеклянный шар, заполненный водой, что давало возможность представить, как отражается солнечный луч в капле дождя, преломляясь и тем самым становясь видимым. Почему же наш глаз видит радугу именно в форме дуги, а не, например, в форме вертикальной цветной полосы? Здесь вступает в силу закон оптического преломления, при котором луч, проходя через каплю дождя, находящуюся в определенном положении в пространстве, претерпевает 42-кратное преломление и становится видимым человеческому глазу именно в форме окружности. Вот как раз часть этой окружности вы привыкли наблюдать. Окрашенность радужного кольца обуславливается преломлением солнечных лучей в сферических каплях дождя, отражением их от поверхности капель, а также дифракцией (от лат. diffractus – разломанный) и интерференцией (от лат. inter – взаимно и ferio – ударяю) отраженных лучей разной длины волн. Таким образом, цветовой спе
ктр радуги укладывается в известную любому ребенку формулу: “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан” (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

 

Когда собака стала другом человека?

Ответим сразу — точная дата этого события неизвестна, как неизвестно и имя первой домашней собаки, а также имя и даже племя человека, чьим другом она была. И можно до хрипоты спорить, что же именно следует считать началом дружбы: первый обмен взглядами, первое совместное действие или исчезновение страха друг перед другом. Точно известно одно — собака была первым одомашненным животным. При одомашнивании меняется скелет, в частности укорачивается и утолщается морда, закругляется хвост. Этот процесс происходит под влиянием искусственного отбора довольно быстро. Самые древние собачьи кости (из известных на сегодняшний день) нашли на поселениях возрастом 30—17 тысяч лет до н. э. в торфяниках на территории Швейцарии и Франции. Эта собака внешне еще напоминала волка, но морда уже была укороченной. Генетики утверждают, что первые признаки одомашнивания, отличающие волка от собаки, это изменения в хромосомах. По количеству таковых изменений можно определить время этого процесса. Правда, точка отсчета здесь сильно колеблется — от 100 до 40 тысяч лет назад. Археологи судят об одомашнивании по захоронениям животных: первые собачьи могилы датируются возрастом 19—15 тысяч лет до н. э. И только начиная с бронзового века, то есть пять тысячелетий назад, появляются пять основных типов «четвероногих друзей»: волкообразные, мастиффы, пастушеские, борзые и пойнтеры. Нет единого мнения и о том, кто же был предком собаки. Карл Линней считал, что это исчезнувший ныне вид. Ведь у многих домашних растений и животных дикие «прародители» или неизвестны, или перевелись сравнительно недавно: так, исчезли предки домашних коров — туры и лошадей — тарпаны. А Чарлз Дарвин отмечал, что все разнообразие собак (более 400 пород) произошло в результате искусственного отбора от одного предка — волка. Известный же исследователь поведения животных Конрад Лоренс, опираясь на свои наблюдения, предполагал, что некоторые собаки произошли от волка, а другие — от шакала.
Любимый напиток англичан — чай, однако знаменитые английские клубы обязаны своим возникновением кофе. Это случилось в середине ХVII века, когда в Лондон пришла из Франции мода на экзотический восточный напиток. Кофе, пока еще без сахара и сливок, был ужасно горьким, но мужчин привлекала в кофейнях возможность общения, они желали узнать новости и обсудить свои дела вдали от любопытных женских ушей. Женщин в кофейни не пускали, и скоро рассерженные горожанки вручили Карлу II «Петицию против кофе», где умоляли запретить «тошнотворную бурду, от употребления которой наши мужья стали столь же бесплодны, как и песчаная пустыня, где эти злополучные зерна произрастают». В 1675 году король закрыл кофейные заведения, но не по причине заботы о здоровье, а за «распространение лживых и злокозненных слухов». Однако запрет вызвал всеобщее возмущение и продержался всего 16 дней. В конце столетия в Лондоне насчитывалось более ста кофеен с разным кругом посетителей, например, в «Зеленой ленте» собирались литераторы, а в «Кофейне Джонатана» — торговцы акциями (позже она превратилась в Лондонскую фондовую биржу). Здесь же родились обе главные британские партии: тори собирались в «Дереве Какао», а виги — в «СентДжеймс». Английские кофейни называли «университетами за пенни» — чашка напитка стоила одно пенни, и за эту мизерную цену посетители могли слушать беседы самых известных ученых, политиков и людей искусства. С годами кофейни стали все чаще именовать клубами: одно из значений английского слова club — тесный круг людей. Круг и правда стал тесным: чтобы не пускать на собрания посторонних, члены клубов стали выкупать здания, где они собирались. Таким одним из первых стал «Кофейный дом Уайта», сгоревший в 1773 году и восстановленный уже как закрытый клуб. Для покрытия расходов был введен фиксированный взнос за членство, доступный только состоятельным людям. Клубы быстро стали элитарными заведениями со своими обычаями, суевериями, фирменными блюдами, а иногда (чисто по-английски) с собственными привидениями. В конце ХVIII века в Англии началась настоящая «клубная лихорадка». В одном лишь лондонском районе Вестминстер оказалось сосредоточено около двухсот заведений. Свои клубы открывали офицеры и моряки, адвокаты и судьи. Эта мода охватила и другие страны — например, в Москве Английский клуб появился в 1772 году. Во время войны с Наполеоном ввоз кофе в Англию прекратили, и посетители заведений из патриотизма перешли на бренди. При клубах создавались библиотеки, игровые комнаты и даже спальни для загулявших посетителей. Молодые карьеристы отдавали последние деньги за членство в клубе, позволявшее завести нужные знакомства. Подражая джентльменам, выпускники университетов, спортсмены или представители богемы тоже называли свои общества клубами, но у них не было ни своего помещения, ни фиксированного членства. В наши дни понятие «клуб» почти не поменяло своего значения, и эти объединения продолжают играть заметную роль в жизни английского общества.

Когда появился марш «Прощание славянки»?

Военный капельмейстер и композитор Василий Иванович Агапкин за свою долгую жизнь создал немало музыкальных произведений, но самым популярным из них, безусловно, является марш «Прощание славянки».

...Осенью 1911 года осуществилась мечта штаб-трубача Василия Агапкина — он был принят в класс медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища. А в 1912 году началась первая Балканская война. Героизм и отвага болгар, восставших против Турции, и победные вести с фронта не могли оставить равнодушным русских людей, не раз приходивших на помощь угнетенным славянам. Осенью 1912 года на тихой Гимназической улочке Тамбова родился марш «Прощание славянки».

Под звуки этого марша идущие на фронт военные эшелоны провожали и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. Эта патриотическая музыка, созданная 28-летним композитором, стала любимой буквально всеми. Многие поэты, и среди них — А. Федотов, В. Максимов, В. Лазарев — писали к этому маршу стихи. 

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.