руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
10 июль
11:21
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Статьи
пятница, август 22, 2014

Мир, в котором я живу

aвтор: Rubil ®
2
view

Интервью с Лалой Кязимовой

 

Современная женщинa, она во многом разрушает сложившееся некогда мнение о принадлежности этого «вида человеческого» к слабому полу. Эмансипация, о которой так долго мечтали прежде всего сами же представительницы прекрасной половины человечества, уже давно стала свершившимся фактом. Посмотрите вокруг! Женщины с успехом проявляют себя на ответственных руководящих постах, им под силу сложные профессии, которые долгое время находились под знаком «не женское это дело!». Но при этом они не утратили главных даров Высшей Силы, наделившей их нежностью, красотой, мудростью, великим счастьем материнства, желанием сделать наш мир ярче и прекраснее.

Именно эти мысли возникли невольно при посещении первой на Южном Кавказе арт-галереи кукольного мастерства, которую возглавляет Лала Кязимова.

Войдя в небольшое пространство необыкновенного выставочного зала, испытываешь двойственное чувство: хорошо знакомый всем нам сказочный мир детства переплетается здесь с эмоциональной характерностью кукольных образов, созданных профессиональными мастерами. Выставленные в галерее куклы завораживают выразительностью «живых» глаз, завуалированной динамикой, создающей эффект действия. И как-то невольно возникает сомнение: может быть и правы фантасты, утверждающие, что куклы обладают свойством «оживать». Кто же подарил бакинцам и гостям столицы Азербайджана замечательную возможность совершить путешествие по сказочной кукольной «стране»? Безусловно, подобная идея могла посетить людей неравнодушных, умеющих ценить и дарить прекрасное.

«Куклы – это удивительный мир, который не так прост, как кажется с первого взгляда, – рассказывает директор арт-галереи «Кукла» Л.Кязимова. – Чтобы создать хорошую куклу, необходимо обладать многими способностями: быть скульптором, дизайнером, механиком, портным, визажистом, парикмахером и т.д. Но все эти профессиональные навыки ничто без главного секрета: кукольных дел мастер должен обладать светлым, оптимистическим мировосприятием, чтобы «вдохнуть» в свои творения положительную энергетику, собранную из окружающей нас жизни».

 

Дом кукол 

 

«Идея создания галереи «Кукла» возникла под впечатлением проведенной в Баку два года назад I Международной Биеннале Fussion-dolls, всколыхнувшей, с одной стороны, казалось бы, давно отошедшие на N-й план впечатления детства, а с другой – зародившей новое восприятие кукол как произведений искусства. В лице Лианы Везировой, директора Музейного центра, я нашла единомышленника. Мы довольно долго вынашивали мысль о создании Дома кукол, открытие которого вызвало довольно широкий интерес среди людей самого разного возраста.

Над входом в галерею установлен механический козырек, аналогов которому в Баку нет. Его автор – Виктор Григорьев (Санкт-Петербург) – известный театральный художник, режиссер, создатель уникальных механических кукол. На этом козырьке разыгрывается пасторальная сценка: олицетворяющие союз Запада и Востока персонаж комедии del arte Арлекин и девочка в азербайджанском национальном костюме с сазом в руках раскачиваются на стрелке компаса. Они как бы приглашают всех, кому дорого и интересно высокое искусство, посетить кукольную «страну» и соприкоснуться с ее волшебным миром. Каждый экспонат кукольной галереи – уникальная авторская работа, созданная в единственном экземпляре. Важно, что арт-галерея «Кукла» – не застывшая, а активно действующая экспозиция, стимулирующая общественные интересы: многие приносят к нам свои куклы, ценные тематические фотографии. У нас много планов, реализация которых позволит почитателям кукольного искусства ближе познакомиться с творчеством признанных в мире мастеров».

 

О семье. Самед Мансур Кязимзаде

 

«Неслучайно говорят: «Бытие определяет сознание». Творческое начало в нашей семье заложено, видимо, на генетическом уровне. Не углубляясь во временную даль, назову своего деда Самеда Мансура Кязимзаде – прогрессивного человека и талантливого поэта. Темы и образы его сочинений, высмеивающие пороки современного ему общества, в свое время рассматривались как «опасные для общества», что и явилось причиной запрета цензурой его сочинений. Однозначно: если бы не ранняя смерть Самеда Мансура, то он не избежал бы сталинских репрессий.

В нашем доме хранилась рукописная тетрадь стихов С. М. Кязимзаде, которой очень дорожил мой отец. Иногда он читал эти стихи маме и был уверен, что когда-нибудь их опубликуют. Мечте отца удалось сбыться благодаря нашему замечательному писателю Анару, который впервые издал наследие Самеда Мансура Кязимзаде.

С особым восхищением папа иногда рассказывал нам о своей матери – мужественной женщине, рано потерявшей мужа, вынужденной одной воспитывать двоих сыновей. Ее младший сын погиб на войне. А когда бабушка узнала о ранении старшего – Тофика, то, преодолев немыслимые трудности, добралась до линии фронта и нашла своего сына».

 

Отец 

 

«Меня иногда спрашивают, что я унаследовала от отца? И я отвечаю: «Фамилию»,- имея в виду не одну из граф анкетных данных, а емкое, многое определяющее понятие. В свою очередь мой отец взял от своих родителей такие ценные качества, как доброе отношение к людям, глубокую порядочность, талант, целеустремленность, патриотизм. Достаточно привести лишь несколько фактов: в 18 лет он добровольцем ушел на фронт, участвуя в кровопролитных сражениях, был тяжело ранен. Но война не сломила его, а, наоборот, укрепила в решимости воплотить свою мечту в жизнь: театр манил его с детства, обещая дать возможность превратить в реальность его художественные фантазии.

На пути к мечте отцу не стали преградой ни расстояния, ни, казалось бы, непреодолимые препятствия. Он решил ехать в Москву. Но как? Русского языка он не знал, денег практически не было, на ногах – галоши (единственно имевшаяся обувь). И все же он поехал и… поступил в ГИТИС. На приемном экзамене папа читал стихи на азербайджанском языке и так выразительно, что его приняли в столь престижный институт. Лишенный каких-либо средств существования, отец написал письмо Сталину с просьбой о назначении ему стипендии. Пришел положительный ответ, и папа не только сам жил на эту стипендию, но умудрялся оказывать материальную помощь своей матери».

 

Оглядываясь в прошлое… 

 

«Иногда, оставаясь наедине со своими мыслями, пытаюсь найти начало своего присутствия в этом мире. И почему-то всегда в памяти всплывает старая дача на станции «Инжирная» в Мардакяне, где наша семья проводила практически все лето. Это были замечательные дни, дающие возможность незабываемого общения.

Мой отец Тофик Кязимов, с именем которого связаны новаторские тенденции в национальной режиссуре, был удивительным человеком, обладающим ярким талантом перевоплощения. Его природный артистизм мог проявиться самым неоднозначным образом. Даже обычные, банальные ситуации он обыгрывал в театральном плане. Возмущался папа всегда громко. Поначалу, слыша его грозный голос, мы с сестрой пугались, но позже начали понимать, что он, сам того не замечая, просто входил в роль и, «сыграв» ее, быстро «остывал».

В театре актеры его и любили, и в то же время побаивались. Когда речь шла о профессионализме, об отношении к делу, спуску он никому не давал! Я очень сожалею, что папа не разрешал нам посещать репетиции и не записывал их на пленку. Но во время спектаклей в игре актеров я часто улавливала папины жесты, интонации.

Талант и профессионализм были главными критериями в работе отца. Даже музыкальное сопровождение для его спектаклей было авторским и создавалось такими композиторами, как Кара Караев, Тофик Кулиев, Джангир Джангиров, Эмин Сабит оглы, творчество которых отец высоко ценил.

Открыв глаза, я видела, как моя мама (известный ученый-архитектор Рена Эфенди), посвятив себя семье, изыскивала время заниматься наукой, ставшей наравне со всеми нами сутью ее личностного «я». Принадлежащий ей фундаментальный труд «История азербайджанской архитектуры» (от эпохи капитализма до настоящего времени) говорит о широте профессиональных интересов автора, глубоком знании истории, философии, культуры, традиций своей страны».

 

Поиск

 

В процессе разговора Лала ханум как-то невзначай обронила фразу: «Не могу замыкаться на чем-то одном!». И это действительно так. Достаточно сказать, что Л.Кязимова является президентом Национального музыкального отделения при Международном Музыкальном Комитете ЮНЕСКО, генеральным директором первого в Азербайджане научно-популярного журнала «Yol», доктором философии по искусствоведению, основателем одного из первых частных Домов моды в нашей стране, а теперь и первой на Южном Кавказе кукольной арт-галереи.

Творческая обстановка, царившая в семье, сыграла свою роль в моем становлении, – констатирует Л.Кязимова. – Страсть к актерству реализовывалась у меня через написание стихов, сценариев, либретто и как-то незаметно «подкрадывающихся» мыслях о профессии режиссера. Но папа, желая уберечь свою дочь от серьезных сложностей этой специальности, очень деликатно, как бы заглянув в мое будущее, сориентировал меня в сторону музыки, открывшей передо мной богатейший, многоликий мир искусства.

Но без лишней скромности признаюсь, что режиссерское начало во мне продолжает довольно часто о себе заявлять. Так было и в начале 90-х годов, когда всех нас охватили новые веяния. Именно тогда возникла идея создания Дома моды «Галатея», который в свое время стал неким ориентиром в создании современного индивидуального женского имиджа.

Показы коллекций «Галатеи» приобретали характер оригинальных шоу, что было новым для Баку. Мы были настолько уверены в качестве и высоком стиле продукции нашего Дома моды, что решились на показ одежды марки «Галатея» во французском городе Нант во время Международного кинофестиваля.

Наш Дом моды располагался в Ичери Шехер, в двухэтажном доме с красивым, уютным двориком. Сама аура этого уголка древней части Баку вдохновляла на новые решения. Популярность «Галатеи» росла, но что-то подсказывало мне: она достигла своего апогея, и мы приостановили ее деятельность. В этот период мне предложили руководить фотосъемкой для журнала «Еl». В сотрудничестве с фотохудожником Таиром Мамедовым мы проводили съемки, которые занимали много времени (необходимо было подобрать костюмы, грим, аксессуары). Работа была интересной, но во мне зрело желание создать что-то свое. Так появился научно-популярный журнал «Yol», идея создания которого принадлежит моему супругу, как, впрочем, и некоторых других моих начинаний (только сажусь за «докторскую» - мне «подбрасывается» новая, очень привлекательная для меня идея, которая тут же меняет мои планы).

Выбор названия журнала не случаен: «Yol» в переводе с азербайджанского – «путь». Символический смысл этого слова довольно емкий – поиск, вечное движение, надежды и разочарования, но и стимул, вера в лучшее и доброе.

Стремясь обогатить философию издания научной концепцией, в качестве ориентира решили взять «Вокруг света» и «National Geographic». Тематический диапазон журнала – от науки до общества, что дает возможность привлечь внимание самого широкого круга читателей, каждый из которых может найти для себя интересующие его темы».

 

Наука

 

«Обучение на факультете «Музыковедение» в Азербайджанской государственной консерватории я завершила написанием дипломной работы, проблематика которой связана со средневековым трактатом по музыке Дервиша Али. Любовь к поэзии сыграла свою роль в выборе темы диссертационной работы, в которой акцент был сделан на газелях Физули и их воплощении в музыке (я изучила даже персидский язык, который мне очень пригодился в исследовании средневековой эпохи). А в настоящее время переключилась на исследование жанра симфонии как компонента мирового явления и, конечно же, с выходом на творчество современных композиторов».

 

Музыка

 

«Музыкальное образование многое определило в моей жизни. В настоящее время мне доверена ответственная должность президента Азербайджанского Национального музыкального отделения при Международном Музыкальном Комитете ЮНЕСКО. Деятельность этой организации неразрывно связана с процессами музыкальной культуры, направленными на сохранение, дальнейшее развитие, пропаганду искусства нашей страны, – поясняет Лала ханум. – Так, наша организация выступила в роли координатора широкомасштабного проекта ЮНЕСКО, в рамках которого, в частности, в Ичери Шехер на протяжении двух лет проходили мугамные концерты с участием не только маститых, но и молодых исполнителей. Широким резонансом был отмечен и цикл выездных выступлений и мастер-классов, проводимых известными исполнителями мугама в регионах страны. По ходу прослушивались молодые мугаматисты, лучшим из которых была предоставлена возможность прохождения Летней школы в Баку.

Все эти творческие мероприятия проводились параллельно с глобальным проектом Фонда Гейдара Алиева «Əbədi muğam», направленным на пропаганду азербайджанского мугама, активизацию внимания к ценным архивным документам, на создание энциклопедических изданий и так далее. Руководитель проекта – первая леди страны Мехрибан Алиева, усилиями которой мугам обрел свою вторую жизнь, засветился новыми гранями своего неповторимого богатства.

Наша страна открыта для высокого искусства. Лучшие музыканты мира выступают на азербайджанских сценах, в то же время наши музыканты достойно представляют свою родину за рубежом, внося свой вклад в создание имиджа современного Азербайджана».

 

Дочь 

 

«Мои родители своим отношением к жизненно важным процессам, постоянным стремлением к профессиональному росту стали для меня ориентиром в попытке понять суть своего предназначения. На этом пути поиска себя мне повезло встретить человека, ставшего неотъемлемой частью моей жизни. Он обладает, на мой взгляд, очень ценными качествами: неиссякаемой энергией, постоянным стремлением к самосовершенствованию, умением идти в ногу со временем и чувствовать его требования. Все это серьезно помогает ему в работе на посту министра культуры и туризма Азербайджана.

О нашей единственной дочери Суад можно смело говорить, как о человеке самостоятельном, со сложившимся характером. Больших усилий стоило нам в свое время мужественное решение отпустить ее от себя, но для нас было однозначно: Суад должна найти свой путь в жизни, и мы не будем препятствовать ее творческим устремлениям. Суад получила хорошее образование, обучаясь сначала на экономическом факультете в Университете Ноттингема, затем в Лондоне (LSE), где изучала философию, политические науки. Затем она прошла курсы фотографии, увлеклась концептуальным искусством, работала в банке.

Непрекращающаяся тяга к образованию привела ее в магистратуру Кристи при университете в Глазго, по окончании которой наша дочь получила квалификацию специалиста по современному искусству и в настоящее время работает в Sotheby's главным специалистом по всему постсоветскому пространству.

В марте текущего года она провела выставку «At the crossroads» («На пересечении»), посвященную творчеству художников Закавказья и Средней Азии советского периода. Это была первая выставка-продажа столь высокого уровня, в которой были представлены произведения живописцев указанных регионов. От Азербайджана экспонировались работы 11 художников. И тот факт, что практически все произведения азербайджанских мастеров были приобретены ценителями настоящего искусства, говорит сам за себя.

Не менее успешным оказался для Суад и проект «Русское искусство в фотографии», проведенный в Москве и Париже. Меня радует, что Суад находится в постоянном поиске: в настоящее время это просто необходимо».

 

Мысли вслух

 

«Время неумолимо движется вперед, ставя перед нами новые вопросы, заставляя порой пересматривать, казалось бы, уже сложившиеся мнения, отношения. А разве это не есть движение, развитие и даже прогресс? Но в этом стремлении быть созвучным реальности очень важно не растерять Вечные Ценности, формировавшиеся на протяжении долгого пути становления человечества. С годами я все больше понимаю, какое же счастье жить в этом мире, осознать себя его частью, сделать что-то для того, чтобы он стал более светлым, более праздничным и радостным! Думаю, вы со мной согласитесь, что ради этого, действительно, стоит жить».

 

Текст: Рая Аббасова

Фото: Мамука Кикалишвили

 

www.boutique.az

16.12.2013

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.