руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
14 дек.
16:08
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Разное
вторник, июль 7, 2009

Талант, отданный Баку (Юзеф Гославский)

aвтор: grandmami ®
 
«Главный признак таланта-

это когда человек знает,

чего он хочет»

Петр Капица


Яркий след, который оставил после себя Гославский обязывает меня чуть развернуто отметить его жизнь и творчество, особенно в связи с нашим Баку. О детстве Юзефа мало документов, но и скупые сведения о мастере или, как его называли вполне заслуженно, «Кавказским Растрелли», очень дороги для бакинцев. Этот человек так много сделал для Баку, что его деятельность впору сравнивать с работой проектного института. Как нельзя, кстати, слова Хорхе Луиса Борхеса, которые я всегда соотношу с творчеством Гославского: «Вечность есть образ, созданный из времени». Он, Гославский, и создавал образ своего времени в своих, я надеюсь, вечных творениях.

Юзеф (или Иосиф, как он подписывал некоторые документы позже) Викентьевич Гославский родился в 1865 году в Варшавской губернии, в семье потомственных польских дворян. После окончания в 1890 г. Петербургского института гражданских инженеров имени Николая I его приняли на работу в Строительный Технический Комитет Министерства Внутренних Дел. А теперь представьте себе конец 19 века и молодого худощавого человека, без связей и родственников, имеющих влияние в Сенате или близких ко двору его Императорского Величества, к тому же некоренной национальности, а пришлый шляхтич. То пренебрежение, то великорусское «Я» не могло не касаться и Юзефа, несмотря на его дворянское происхождение. Он это чувствовал всегда, и может отсюда его отличные оценки и огромное желание самоутвердиться, и доказать всем сокурсникам, а «сынкам» особенно, что может создать человек, если любит дело, которым занимается. Его замечают, и в ежегодных рапортах в отдел образования Сената постоянно подчеркивается трудолюбие и талант студента Юзефа Гославского.

1890 год для Юзефа Гославского оказался судьбоносным. Попасть по распределению, как принято сейчас говорить, в одно из самых престижных министерств Российской империи, а таковым являлся МИД, уже сам по себе факт значительный для молодого человека. Год работы в МИДе доказал всем окружающим, и прежде всего, начальству, что молодой сотрудник, а ему только исполнилось 26 лет способен решать ответственные задачи государственного значения.

1891 год. Гославского командируют в Баку как специалиста по надзору за ходом строительства Собора Александра Невского. Проект исполнил звезда российской архитектуры - академик Р.Р.Марфельд.

Гославский, будучи главным производителем работ, или как привыкли мы сокращать с времен советских, является «прорабом», притом главным, на стройке собора, по рекомендации своего учителя - Р.Р.Марфельда. Не буду вдаваться в тонкости проекта собора Александра Невского, так как это тема отдельная и серьезная, скажу одно: проект собора на стадии разработки, изготовления рабочих чертежей, расчета стоимости всех материалов, подсчитанных скрупулезно, до копейки, находился под личным надзором императора Александра 3. Личное кураторство императора говорит о многом, а самое главное о значении, которое придавалось столь грандиозному проекту. Два города могли похвастать аналогичными соборами – это Санкт-Петербург и Москва. Для того времени в Казани, а это один из крупнейших и важнейших городов Российской Империи, похожий собор уступал по величине и красоте собору, задуманного для Баку.

1892 год. Юзефа Гославского назначают высочайшим повелением на должность главного архитектора города Баку. Ну, что же, часы были пущены в ход, часы величественных построек мастера архитектуры Юзефа Гославского. Один за другим Гославский выдает феерические проекты зданий. Он торопится, как будто чувствует, что ему отпущен Богом малый срок и он должен, обязан воплотить большую часть задуманных проектов.

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» - сказал апостол Иоанн в своем соборном послании. А Гославский любил беззаветно свою работу, и свидетельство этому скупые строки , написанные угловатым почерком секретаря градоначальника, а самое главное даты и часы. Частенько за полночь можно было видеть выходящего из временных ворот уставшего, тяжело шагающего худого человека в мундире гражданских инженеров. Это был Гославский, курирующий в 1904 году окончание работ по строительству Городской Думы. Теперь это здание неизменно вызывает восхищение всех людей, повидавших в своих странствиях почти все столицы мира. Я проводил своего рода опыт: подводил своих гостей со стороны «Тек Гала гапасы», что за станцией метро «Ичеришехер», б. «Баксовет», и за разговором о том, о сем выводил их на главную перспективу улицы «Истиглалийят». Сразу мои гости получали шок от вида красавца – здания Думы. Несколько минут молчания, а потом град вопросов и среди них главный: «Кто автор этого чуда?». Тут и начиналась моя сага о творце, об Иосифе Гославском, о поляке, которого все бакинцы считают самым коренным бакинцем. Человек, который подарил нам возможность гордиться его трудом.

Всего семь лет: с 1893 по 1900 годы, а задумано и построено 12 объектов, 12 фундаментальных зданий, которыми могут гордиться крупнейшие города и столицы мира. Не считая собора Александра Невского, завершенного в 1898 г. и взорванного с установлением в Азербайджане власти большевиков в 30-е годы прошлого века. Тема отдельного разговора как уничтожали этот красавец собор. Он долго сопротивлялся. Капитально построенное здание почти год в одиночку сражалось с варварами нового порядка. Но не устоял собор, и растащили его камни на другие здания, золото куполов переплавили, и оно осело в подвалах ЧК, у колоколов вырвали с хохотом языки, а по иконам топали обмотки большевиков.

Если бы знал Марфельд и Гославский в веке девятнадцатом, какая судьба уготована их детищу, то руки их повисли вдоль тела, и не было бы полета мысли, убитой в веке двадцатом. В этом случае, как говорил Оскар Уайльд: «Трудно избежать будущего», что и произошло с собором.

Нижеприведенный список наглядно демонстрирует, какие здания построил Иосиф (Юзеф) Викентьевич Гославский в Баку:

- Трехэтажный жилой дом Меликова на ул. Воронцовской (ныне Сафарли, 19), 1895-97 гг.;

- Дворец Тагиева на ул. Горчаковской (ныне Тагиева, 4), 1893-1902 гг.;

- Трехэтажный жилой дом на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 5), 1894-95 гг.;

- Трехэтажный жилой дом на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 7), 1893-95 гг.;

- Двухэтажный жилой дом Тагиева на ул. Почтовой (ныне Тагизаде, 70), 1893-95 гг.;

- Вилла Тагиева в селе Мардакяны на Апшероне, 1893-95гг.;

- Текстильная фабрика Тагиева в селении Зых на Апшероне, 1896-99 гг.;

- Здание Бакинского отделения Императорского технического общества на ул. Торговой (ныне Низами), 1898-99 гг.;

- Здание Бакинского технического училища на ул. Станиславского (ныне Азадлыг, 20), 1898-99 гг.;

- Здание женской Мусульманской школы на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 8), 1898-1901 гг.;

- Здание театра Тагиева на ул. Меркурьевской (ныне пр. Азербайджана, 8), 1899-1900-1904 гг., совместно с Павлом Когновицким.

- Здание бакинской городской Думы на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 4), 1900-1904 гг.;

Гославский, называемый «Кавказским Расстрелли», умер в 1904 году, в возрасте 39 лет, несмотря на все усилия и связи Г.З.Тагиева, очень близко к сердцу принимавшего состояние здоровья и сделавшего все возможное, чтобы спасти талантливого человека. Но туберкулез, или как тогда называли эту болезнь «чахотка», подхваченная И.Гославским еще в годы учения в Санкт – Петербурге, обострилась на фоне фанатичной работы архитектора, сил и времени не жалеющего во имя творчества. Его жизнь потухла как фитиль в жидком озерце того, что было когда-то свечой…


Мир-Теймур
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.