руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 февр.
23:48
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Разное
понедельник, август 31, 2009

Острова и маяки Апшеронского полуострова

aвтор: usta ®
 
Вокруг Апшеронского полуострова расположены небольшие острова, которые входят в Бакинский и Апшеронский архипелаги: Беюк Зиря, Даш Зиря, Кичик Зиря (или Гум адасы), Зембиль, Санги-Мугань, Чигил, Гара Су, Хара Зиря, Чилов, Пираллахы и др.


Происхождение названий этих островов уходит в далекое прошлое. Используемое в большинстве названий слово "Зиря" произошло от арабского слова "Джазиря", что означает "остров".


Большинство названий было изменено русскими, в частности казаками, появившимися на Каспии в XVII веке. Так, например, Беюк Зиря стал именоваться Наргин, Даш Зиря - Вольф, Зембиль - Дуванный, Санги-Мугань - Свинной, Чикил - Обливной, Гара Су - Лось, Гил - Глинянный, Хара Зиря - Булла, Чилов - Жилой, Пираллахы - Артем. Происхождение некоторых названий островов имеет свою историю.


Например, названия островов Наргин и Вольф связаны с именем Петра I. После войны со шведами эти острова напомнили ему по форме Ревельские острова с аналогичными названиями в Финском заливе. Наргин ("Наргин" - немецкая форма, "Нартинген" - эстонская форма) означает "узкий пролив". "Вульф" в переводе с немецкого языка означает "волк, волчий остров".


Остров Чилов был переименован в "Жилой" по созвучию. Старинное название острова Чилов – Шахилан, а первоначально он назывался Ронис (персидское название).


По одной из версий название острова Дуванный произошло от тюркоязычного племени дуван, упоминаемого в средневековых источниках. По другой версии остров получил свое название от слова "дуван". Так казаки именовали дележ ("дуванить" по старо-казачье означало делить добычу после разбоя). В XVII веке казаки Степана Разина осуществляли набеги на Апшерон. Награбленную в окрестностях Баку добычу они делили на этом острове, откуда и пошло название. Тюркское название "Зембиль" - "плетеная корзина" видимо связано с тем, что издали остров похож на опрокинутую корзину. Существует версия, что с именем Степана Разина связано и название соседнего острова Булла - оно означает "был я".


Остров Лось (Гара Су) был назван по внешнему виду. Приподнятый в верхней части и понижающийся к югу остров напоминал казакам спину лося.


Остров Обливной (Чигил) грязевулканического происхождения: в юго-восточной части расположено несколько действующих грязевых вулканов, постоянно изливающих на поверхность новые потоки грязи. С этим и связано данное русскими название острова. Предполагается, что исконное название острова Чигил происходит от названия тюркоязычного племени.


Происхождение русского названия Свинной острова Санги-Мугань не имеет никакого отношения к свиньям. В старину остров Санги-Мугань был местом ссылки провинившихся и преступников. Поэтому он именовался "остров с виной". А уже потом название перешло в "Свинной". Основу топонима "Санги-Мугань" составляет персидское "санг" - камень, а "Мугань" это название прибрежной местности. В некоторых источниках остров также именовался Санги-Музаффар.


Название острова Пираллахи, что означает "божья святыня", было переведено, и он именовался русскими "Святой". В 1936 году остров переименовали в Артем в честь революционера Ф.А.Сергеева, который имел такую партийную кличку.


В 1990 году всем островам официально были возвращены их исконные названия.


Маяки Апшерона


Утвердившись на Кавказе, Россия с середины XIX века начала тщательное изучение Каспия как важного стратегического региона. Систематические исследования берегов Каспийского моря с помощью военно-морских сил начали проводиться с 1854 года. В результате этих работ в начале 1860 года был составлен новый атлас, состоявший из 22 карт Апшеронского полуострова с ближайшими островами. Кроме того, для обеспечения безопасности плавания коммерческих судов и военных кораблей стали уделять большое внимание установлению новых и переоборудованию старых маяков на Апшеронском полуострове.


Одним из первых под маяк приспособили Девичью башню. 13 июня 1858 года на Девичьей башне установили маячный огонь, которым в ночное время обозначался вход на Бакинскую бухту. Дальность видимости составляла 15 км. В связи с тем что в дневное время очертания маяка сливались с фоном окружающих гор, в 1895 году на верхней части Девичьей башни была нанесена широкая белая полоса. Девичья башня выполняла роль маяка до 1907 года. Тогда проблески маяка стали теряться среди увеличившегося созвездия городских огней и этот маяк потерял свое значение, уступив свои функции Наргинскому маяку.


Маяк на острове Наргин (Беюк Зиря) впервые вступил в в действие 11 декабря 1884 года. Построенный на западном плесе острова Наргин он обеспечивал судам возможность входа ночью в Бакинский залив и представлял собой одноэтажное каменное жилое здание с 3-метровой башенкой на крыше, где находился фонарь Освещать путь кораблям помогали керосиновофитильная горелка, а затем газовый фонарь, со светооптическим аппаратом 4-го разряда, специально изготовленный в Швеции. В связи с началом войны в 1941 году здание маяка было взорвано по приказу советского военного командования. На острове Наргин в это время устанавливались зенитные орудия для защиты Баку от воздушных налетов, а здание маяка могло явиться хорошим ориентиром для немецкой авиации. Маяк на Наргине был восстановлен в 1958 году. На возвышенности средней части острова была построена каменная 18-метровая башня со сложной оптико-навигационной системой. Этот маяк действует и по настоящее время. Обслуживание маяка происходит вахтенным методом, персонал сменяется на острове через каждые 2 недели. Свет от маяка виден на расстоянии 20-30 км. Питание осуществляется от солнечных батарей, которые могут обеспечивать питание до 7 суток, далее электроэнергия поступает от дизельного генератора.


Предложение о строительстве маяков на северном побережье Апшерона было поднято Кавказским наместником еще в 1852 году, но из-за отсутствия средств это предложение было отклонено. Вопрос о безопасности судовождения стал актуальным уже через несколько лет, когда 14 сентября 1857 года у побережья близ мыса Шоулан разбился крупный пароход "Куба". Для обеспечения безопасности судовождения на северном побережье Апшеронского полуострова во второй половине XIX века были сооружены три маяка: Апшеронский, Амбуранский (его еще иногда именуют "Нардаранским") и Шоуланский, которые служат и по сей день.


В 1859 году, на горе напротив острова Пир-Аллахи, был построен Апшеронский маяк - самый крупный из местных маяков. Он представляет собой 25-метровую каменную башню оригинальной конструкции с арочным входом и окнами в виде якорей. На вершину сооружения ведут 102 ступеньки винтовой лестницы. 23 октября 1860 года маяк вступил в строй. Имея дальность видимости огня 38 км, он обеспечивал судам безопасный вход в ночное время в Апшеронский пролив между материком и островом Пир-Аллахи. Маяк освещался керосиновой лампой. Впоследствии, в 1912 году освещение маяка было заменено керосиново-калильной установкой, а с 1956 года электричеством. В настоящее время свет маяка обеспечивает 500 Вт электрическая лампа и система специальных линз.


В 1874 году Бакинское общество "по спасению погибающих на море" возвело при входе в Апшеронский пролив с севера, на мысе Шоулан спасательную станцию, а еще через 33 года на крыше ее здания было установлено фонарное сооружение с оптическим аппаратом с дальностью видимости 15 км. Дальность видимости огня была увеличена до 24 км после переустройства источника света маяка в 1935 году. В настоящее время маяк находится в введении военного ведомства, а обслуживающий персонал с семьями живет в двухэтажном здании маяка.


Амбуранский маяк был сооружен в 1882 году на Амбуранской косе на возвышенности Калагя. Он представлял собой двухэтажное каменное жилое здание, на крыше которого в 1884 году был установлен осветительный фонарь. Огонь этого маяка отличался от других апшеронских маяков своим бело-красным проблеском. В сентябре 1983 года, после реконструкции, огонь маяка из секторного стал круговым.


Всего вдоль азербайджанского побережья располагались 9 из 19 Каспийских маяков. Кроме вышеуказанных маяков, существовали и другие: один на острове Санги-Мугань (Свиной), второй в Ленкорани. Маяк на острове Санги-Мугань знаменит тем, что был изготовлен во Франции в 1891 году по расчетам и чертежам Эйфеля - признанного мастера изящных металлических башен. Маяк представлял собой чугунную трубу высотой примерно 50 метров. Во время одного из извержений грязевого вулкана, которыми славится остров Санги-Мугань, ударил газовый фонтан высотой более 150 метров и расплавил чугун маячной трубы. Позже здесь был установлен новый электронный маяк. История Лянкяранского маяка насчитывает несколько столетий (200-300 лет), построен он также по французскому проекту. Еще два недействующих маяка находятся в устье Куры: ныне они отключены за ненадобностью. Следующий маяк стоит на границе Азербайджана с Ираном - в Астаре. Кроме этого, в разные годы в состав Каспийской флотилии входили, по меньшей мере, три плавучих маяка — по старой морской традиции такие суда обозначают опасные подводные скалы и отмели, где невозможно установить "обычный" маяк с башенкой и огнем на вершине.
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.