руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
13 нояб.
07:02
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Разное
суббота, октябрь 31, 2009

сборник статей о музее миниатюрной книги Зарифы Салаховой

aвтор: usta ®
 
Музей миниатюрной книги работает в Баку14.02.2009 17:44

На одной из улочек Старого города находится единственный в мире музей миниатюрной книги. Почитать или даже в руках подержать эти издания посетителям вряд ли разрешат, но полюбоваться искусной работой мастеров может каждый. О миниатюрной библиотеке – Фуад Мирмамедов.

Аналога этому музею нет ни в одной стране мира. На витринах – миниатюрные книги. Их размер всего несколько сантиметров. Издателям пришлось постараться, чтобы уместить на их страницах целый рассказ или даже поэму. Некоторые издания, размер которых не более 1 сантиметра, смог бы прочесть разве что лилипут из знаменитой сказки Джонатана Свифта.

Создатель музея, Зарифа Салахова, почти 30 лет коллекционирует миниатюрные книги. В ее собрании – рукописные и факсимильные, репринтные и уникальные издания. Все книги – разных форматов, конфигураций и содержания. Есть редкие издания К.И. Чуковского, А.Л. Барто, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Произведения А.С. Пушкина представлены в 350 миниатюрах. По словам Зарифы Салаховой, на 35 витринах выставлено 4600 книг из 64 стран мира. «Всего же за 26 лет я собрала больше 6,5 тысяч экземпляров», - добавила она.

Свою коллекцию Зарифа Салахова пополняет, в основном, за счет зарубежных поездок. Но найти мини-книги и за границей достаточно сложно, поэтому в ближайшее время Зафира решила заняться изданием миниатюр самостоятельно. Первой станет книга о достопримечательностях Баку.

http://mirtv.ru/content/view/54693/42/



В Баку представлены миниатюрные книги о народных художниках Таире Салахове и Гусейне Алиеве (фотосессия)

16.10.2009 18:19

________________________________________

Азербайджан, Баку, 16 октября /корр. Trend Life Эльдар Гусейнзаде/

Презентация миниатюрных книг о народных художниках Азербайджана Таире Салахове и Гусейне Алиеве состоялась в пятницу в Музее миниатюрной книги в Баку.

О Таире Салахове была презентована книга "Таир Салахов жизнь и творчество", которая была выпущена в прошлом году к его 80-летнему юбилею.

"Я еще до юбилея просила Таира привезти из Москвы несколько монографий, написанных о нем искусствоведами и мне понравилась работа доктора искусствоведения Виталия Манина, которую в итоге перевели на азербайджанский и английский языки, и издали в трех вариантах", - сообщила Trend Life директор Музея миниатюр Зарифа Салахова.

В книге 472 страницы, из которых 272 только репродукций его работ с 1956 по 2007 год: живопись, графика и портретная галерея.

Две другие миниатюрные книги посвящены народному художнику Азербайджана Гусейну Алиеву.

"Когда отмечался юбилей Таира, я подарила миниатюрные книги о нем президенту телерадиокомпании LIDER Адаляту Алиеву: ему формат книги очень понравился, и он решил выпустить такую же о своем отце Гусейне Алиеве", - добавила Салахова.

В одной книге помещена статья о жизни и творчестве, которую написал сам Адалят Алиев, причем консультантом стала Зарифа Салахова. Вторая книга повествует о творчестве Гусейна Алиева, в ней размещены рисунки художника, изданные в свое время в газете "Коммунист".

По словам Салаховой, Гусейн Алиев более сорока лет проработал в издательстве художником, создавал рисунки к фельетонам, критическим материалам. Эти работы нашли свое графическое отображение в маленькой книжечке. В книге 536 страниц, из которых 500 только работы: живопись, графика, портретная галерея.

http://ru.trend.az/print/1560974.html

Азербайджанские миниатюрные книги в Минске

25 Сентябрь 2009 Выставки

22 сентября в музее Национальной библиотеки Минска состоялось торжественное открытие международной выставки «Азербайджан, Беларусь и мировые классики в миниатюрной книге».

На экспозиции представлено более 400 мини-книг из 64 стран мира. Большинство экспонатов предоставлено из коллекции Бакинского Музея миниатюрной книги Зарифы Салаховой.

На церемонии открытия выставки приняли участие З. Салахова, заместитель директора Национальной библиотеки Беларуси Татьяна Кузьминич, посол Азербайджана в Минске Али Нагиев, второй секретарь посольства Беларуси в Баку Светлана Карпушина, директор Национального художественного музея Беларуси Владимир Проковцов.

На мероприятии прозвучали народные мелодии, исполненные на древнем азербайджанском инструменте - сазе. Также студент Белорусского колледжа искусств Шамиль Мамедов спел для гостей на азербайджанском языке.


http://www.citylife.az/news.php?id=834


Нам надо многому у китайцев поучиться – Зарифа Салахова

15:05|02/ 09/ 2008

БАКУ, 2 сентября - "Новости-Азербайджан", Кямал Али. Председатель правления общества книги Азербайджана, заслуженный деятель культуры, основатель и владелец первого и единственного в мире музея миниатюрной книги Зарифа Салахова вернулась из поездки на Пекинскую олимпиаду воистину счастливой. Шутка сказать – в Пекине ей подарили целый музей – коллекцию из 344 миниатюрных книг. Это самый крупный подарок ее музею со дня его основания 25 апреля 2002 года. Сейчас в нем, вместе с новыми поступлениями, 6500 миниатюрных книг.

- Вы оказались в спортивной делегации Азербайджана, участвующей в Пекинской олимпиаде. Но вы же не спортсменка?

- Я – первая азербайджанская баскетболистка, капитан республиканской баскетбольной команды девушек, чемпионка республики, активно защищала спортивную честь Азербайджана в 1948-56 годах. Была президентом федерации баскетбола Азербайджана. А сейчас я действующий член исполкома олимпийского комитета страны. В этом ранге я была участницей Сиднейской олимпиады (2000) и Афинской олимпиады (2003), представляла там Азербайджан. Вернувшись из Сиднея и Афин, я издала в Баку миниатюрные книги «Сидней-2000», и «Афины-2003». Сейчас работаю над книгой «Пекин-2008». В этих книгах, также как и в будущей, опубликованы биографии наших медалистов, информация об олимпийских победах Азербайджана. В книге «Пекин-2008» будет помещена речь президента И.Алиева, по итогам последней олимпиады. Ее размер будет 38 на 53 мм, а издана книга будет в Баку, в типографии «Индиго». Переплет миниатюрного издания будет как всегда ручным.

- Вы вернулись из Пекина с богатыми приобретениями…

- Все началось со случайной встречи, хотя говорят, что случайностей не бывает. Я, вместе с нашими спортсменками Рафигой Шабановой и Людмилой Шубиной, спустились вниз, с верхних этажей нашего пекинского отеля, чтобы в торговом центре курить чай. Смотрим – тренер по боксу нашей команды беседует с супружеской парой. Он – Александр Владимирович Иващенко из Иркутска, она – его супруга Гюзель из Казани. Супруги пять лет живут в Пекине, они врачи, экстрасенсы, у них там свой медицинский центр. Александр, прочтя мою визитку, спросил, не сестра ли я художника Таира Салахова. Услышав утвердительный ответ, обрадовался, так как сам коллекционирует художественные полотна. Гюзель спросила Шабанову, не татарка ли она. Узнав, что наша знаметиная спортсмена одной с ней крови, очень обрадовалась. Они расцеловались. Мы уселись, пили чай и беседовали. Я подарила Александру Владимировичу буклет моего музея миниатюрных книг, рассказала, каких трудов мне стоило его создание. Мы подружились, и они загорелись желанием пополнить мою коллекцию, и представьте, отправились вместе со мной на оптовую книжную ярмарку. Супруги купили для меня 270 миниатюрных книг, которые я не нашла бы здесь. Еще 74 книжки я приобрела сама, заплатив 630 юаней. Некоторые книги вложены в старинный деревянный футляр, сделанный из дерева ценных пород. В Китае один доллар равняется 6,7 юаням. Там же я купила несколько маленьких книжек для детей. Вы не представляете, какие они чудесные. На каждой странице книжки для начинающих математиков изображены цифры на китайском языке, рядом на английском, вместе с занимательными картинками и великолепными пояснениями. Я конечно, тоже не осталась в долгу, и подарила друзьям из Пекина азербайджанскую халву, келагай, шекер-бура и еще кое-что. Здесь в Баку я переговорила с послом Китая, и он согласился выделить мне своего сотрудника, чтобы перевести на азербайджанский язык названия купленных в Пекине книг, для библиографического указателя музея. Посол вспомнил, что я была единственной в Баку, кто прогнозировал первое место Китая на Пекинской олимпиаде. Как только перевод названий книг будет выполнен, новые поступления музея будут выставлены в одной большой витрине. Сейчас в моем музее 6500 книг, из которых только 4375 единиц выставлены на всеобщее обозрение.

- Вам понравился Пекин?

- Впервые я побывала в этом городе в 1995 году, на Всемирном конгрессе женщин. Вы не представляете, как Пекин изменился, стал красивее и богаче. Это абсолютно разные города. Теперь я уверена, что Китай обязательно станет богатейшей и самой развитой страной мира. Меня поразили чистота города, его ухоженность, порядок. Нигде в городе вы не увидите окурка, всюду зелень, цветы. Символ Пекинской олимпиады выполнен из цветочных кустов. В Пекине прекрасный зоопарк, который мы посетили. Люди в Китае добрые, раскрепощенные и предупредительные. Выходя из спортивного состязания, нас встречали парень с мегафоном и две девушки, которые предлагали обменять использованный билет на китайскую мягкую игрушку. Пекинцы уверены, что в будущем эти билеты станут музейными ценностями. Кстати, вместе с билетами каждому зрителю спортивных состязаний был преподнесен CD-диск с информацией об олимпиаде. В Пекине я просила дочь нашего посла отвести меня в монастырь. Благодаря ей я попала в храм, построенный в 1694 году. Он состоит из шести переходящих друг в друга комнат. Я прошла через все, и попала в последнюю, в которой сидит позолоченный гигантский будда, высотой в 26 метров. Это поразительное, незабываемое зрелище – будда попал в книгу рекордов Гиннеса. В Китае бережно, любовно относятся к своим памятникам истории. Мы были в Императорском дворце – это прекрасно сохраненное чудо всемирной истории. Нам надо многому у них поучиться.

- Расскажите немного о других поступлениях вашего музея.

- В последнее время я иногда получаю миниатюрные книги от незнакомых мне людей, иностранцев. Люди со всего мира посещают сайт нашего музея, пишут нам письма. В конце июля супружеская пара из Швейцарии прислала нам 5 миниатюрных книжек, за что я им очень благодарна.

За время существования музея миниатюрной книги его посетило больше 60 тысяч человек. Все посетители регистрируются в нашем журнале, отдельно взрослые, школьники и дошколята. Сейчас здание музея облицовывается камнем, за счет государства, поэтому мы укрыли витрины от пыли. Как только эти работы завершатся, приглашаю всех посетить наш музей. Вход как всегда бесплатный.


http://www.novosti.az/exclusive/20080902/42465232-print.html









Kaspiy.az:: Новое Издание

Музей, аналогов которому нет в мире

01-17 18:03

…Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Строки из стихотворения Н.Некрасова, вынесенные в эпиграф, написаны более ста лет назад и как нельзя точно характеризуют эту замечательную азербайджанскую женщину. Она – человек неукротимой энергии, великолепный организатор, умеет подчинять своей воле окружающих.

Перечисление ее званий и регалий займет не одну страницу, но я приведу главные.

Закончила АПИ им.М.Ф.Ахундова, заочное отделение редакционно-издательского факультета Московского полиграфического института и Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Трудилась в городских газетах «Мингечаурский рабочий» и «Коммунист Сумгаита». Была на ответственной работе в партийных органах.

Она – председатель Бакинского женсовета, Бакинской ассоциации женщин Азербайджана, член исполкома Национального олимпийского комитета, член совета Общественного телевидения и радио, член Национальной комиссии по UNESCO и других объединений, председатель правления общества «Книга», награждена грамотой Академии российской словесности «Ревнителю просвещения», медалью А.С.Пушкина, дипломом Международного олимпийского комитета за вклад в развитие и участие женщин и девушек в спорте, дипломом и памятной медалью «Первопечатник Иван Федоров».

Имя этой славной женщины – Зарифа Теймур гызы Салахова. Заслуженный работник культуры, персональный президентский стипендиат, она нигде не является почетным заседателем, а везде работает и приносит пользу.

Последние 25 лет жизни Зарифа ханум посвятила уникальному делу – изданию и сбору миниатюрных книг. Сегодня в ее коллекции более 6 тысяч таких изданий. Для сравнения: в Америке ее коллега за 60 лет собрал 5 тысяч книг.

23 апреля 2002 года в Баку, рядом с памятником архитектуры XIV века – Дворцом Ширваншахов состоялось открытие первого и пока единственного в мире частного Музея миниатюрной книги.

Немного статистики

Возникает вопрос: почему именно в этом месте и в этот день? По личному указанию общенационального лидера Гейдара Алиева городская мэрия своим специальным распоряжением закрепила за музеем выбранный Зарифой ханум участок, а по решению UNESCO этот день во всем мире отмечается как День международной книги и авторских прав.

Я недавно побывал в этом музее и, признаюсь честно, был потрясен увиденным, без всякого преувеличения.

В помещении площадью 165 квадратных метров в 35 застекленных витринах выставлено около 5000 миниатюрных книг, изданных более чем в 60 странах мира. Размещены экспонаты по строгому принципу: в 1-й витрине – мини-книги, изданные в Азербайджане, во 2-й – микрокниги и редкостные экземпляры, в 3-й – религиозная миниатюрная книга. Эти витрины расположены в центре зала. Слева от центра – в витринах

№№ 4-19 экспонируются мини-книги, изданные в бывшем СССР. Справа – витрины №№20-35 с книгами, вышедшими из печати в республиках бывшего Союза и дальнем зарубежье.

Ознакомление с экспозицией музея начинается с миниатюрных книг, изданных в Азербайджане и повествующих о нашей государственности, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве, важнейших исторических событиях, произошедших во внутренней и внешней политике республики. Здесь также широко представлены классики азербайджанской литературы, деятели науки и искусства.

Вторая витрина отдана микрокниге. Особую ценность представляют три микрокниги форматом 2х2 мм, изданные в Токио: «Азбука цветов», «Символика драгоценных камней» и «Знаки зодиака».

В Мюнхене в 1964 году форматом 3,5х3,5 мм были изданы 4 микрокниги – «Олимпийская клятва», «Отче наш», «Люблю» и «Колокол свободы». Все четыре представлены в экспозиции музея. А вот книги из серии «Библиотека-крошка», издававшейся в конце XIX века в России, в частности религиозная литература – Коран, Тора, Библия, «Десять заповедей», «Отче наш» – в мини– и микроформатах.

Обращают на себя внимание такие издания, как Коран (XVII в.), католический молитвенник на чешском языке (Нью-Йорк, 1887 г.), Новый Завет с цветными иллюстрациями (Лондон, 1915 г.), молитвы св. Анны и св. Франциска, произнесенные в 1540 году, представлены библиотекой Ватикана в факсимильном издании в серебряном футляре.

Примечательна пушкиниана в микрокнигах, изданных в Омске, Санкт-Петербурге, а также щедро иллюстрированные оригинальные миниатюры.

Миниатюрные книги с автографами и посвящениями выдающихся политиков, деятелей литературы, науки и искусства коллекционеру и создателю этого уникального, неповторимого музея Зарифе Салаховой и мини-словари представлены в 35-й витрине.

Впечатление от всего увиденного невозможно выразить никакими словами. Восторг, потрясение, и вновь напрашивается вопрос: как все это уникальное, бесценное богатство можно было собрать?!

Как создавалась коллекция

В ноябре 1982 года в Москве во Всесоюзном добровольном обществе книголюбов Зарифе ханум предложили за 23 рубля факсимильное малоформатное издание полного собрания басен И.А.Крылова (1855), удовольствие по тем временам дорогое, но она все-таки купила. Уплатила в кассу, пошла на склад и там впервые увидела мини-книги. С того дня она «заболела», и началось формирование коллекции, которую иначе как уникальной не назовешь.

– Как мне удалось за относительно короткий срок собрать эту обширную коллекцию? – спрашивает Зарифа ханум и сама же отвечает. – Во-первых, благодаря моим поездкам в ближнее и дальнее зарубежье, где я в обязательном порядке обхожу букинистические магазины и книжные развалы. Например, в 1985 году в Чехословакии я купила два миниатюрных молитвенника 1871 года издания на английском языке. Узнав об этом, пражские и братиславские коллеги подарили мне богатую коллекцию миниатюрных книг. Для тех, кто понимает, это был очень щедрый подарок. Во-вторых, дарят мне мини-книги друзья, собиратели, издательства. Важное значение имело и то, что в 1985 году я сама стала издавать малюсенькие книги и обменивать их на миниатюры, ранее вышедшие в других регионах бывшего Союза и за рубежом. За 26 лет работы в Обществе книголюбов я издала более 100 миниатюрных книг, связанных с именами выдающихся политиков, деятелей литературы, искусства и науки не только Азербайджана, но и других стран. В-третьих, известные деятели литературы и искусства, такие как поэтесса Римма Казакова, артист Зиновий Гердт, мой любимый брат Таир и его друзья, зная о моем увлечении, считали своим долгом передать из личной библиотеки в мою коллекцию мини-книги, подаренные им когда-то. Вспоминаю встречу с талантливым художником-графиком Орестом Верейским. Мы долго говорили об искусстве, а на прощание он подарил мне несколько ценных экземпляров и сказал, что у него еще кое-что найдется для меня. Дарили мне книги послы Китая, Италии, Болгарии, американские друзья, посетители музея. Так, бизнесмен из Венесуэлы в очередной приезд в Баку подарил музею 29 миниатюрных книг, изданных в его стране и в Колумбии.

А совсем недавно, книги «AND. КЛЯТВА. VOW» (на азербайджанском, русском и английском) и «Ильхам Алиев: надежды и уверенность» (на русском и азербайджанском языках) пополнили более чем 6-тысячную коллекцию «малюток» в музее. Формат обоих изданий – 38х53 миллиметра. На их форзацах имеется карта Азербайджана с обозначенными на ней историческими памятниками архитектуры и культуры.

В книжечке «AND. КЛЯТВА. VOW» 336 страниц и девять цветных фото. Отпечатанная тиражом 200 экземпляров, она «одета» в переплет с золотым тиснением, причем на корешке обозначена дата инаугурации президента Азербайджана Ильхама Алиева – 24 октября 2008 года.

Обложку 132-страничной книги «Ильхам Алиев: надежды и уверенность» с двумя цветными фотографиями, изданной обществом «Книга» совместно с «Az Ros Prom invest» ММС тиражом 100 экземпляров, также отличает золотое тиснение. Эта «малютка» вложена в суперобложку, которую украшает портрет президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева.

Выставки миниатюрных книг из личной коллекции Зарифы ханум состоялись в Кабуле (1988), Дакке (1991), Хайфе (1994), Москве (1997 и 2003), Киеве (2000), Сиднее (2000), Майнце (ФРГ, 2003), Анкаре (2005), Париже (1999 и 2006), Эр-Риаде (Саудовская Аравия, 2007), в Китае (1995 и 2008) и, конечно, до создания музея неоднократно проходили в Баку в Национальной библиотеке

им.М.Ф.Ахундова.



Книга отзывов

За прошедшие годы музей посетили более 60 тысяч жителей и гостей республики. Сегодня Книга отзывов по праву может считаться своеобразным экспонатом, так как записи в ней воистину уникальны.

«Спасибо за уникальное и единственное в мире музейное собрание миниатюрных книг.

2002 г. С.Степашин, председатель Счетной палаты России, председатель Российского книжного союза»

«Рождались в мире сказки, мифы,

но лучше всех – музей Зарифы!

2003 г. Фархад Бадалбейли»

«Это просто фантастика. Ничего даже близко подобного я в мире не видел.

Слава Зарифе и Гейдару Алиеву. Спасибо! 2005 г. Ельцин»

«Дорогая Зарифа! С восхищением от увиденного.

2006 г. В.Глаголева, народная артистка РФ»

«Дорогая Зарифа ханум! Это потрясающе!!! Ваша великолепная коллекция. Ваша преданность КНИГЕ, хотя и маленькой, но с большой буквы, должна стать предметом подражания во всем мире.

Остаюсь навеки Вашим преданным слугой.

2006 г. В.Истратов, посол Российской Федерации в Азербайджане»

«Фантастика!!!

Я ничего подобного не видал. Вы создали уникальный музей. Воображаю, сколько у Вас гостей! У меня глаза разбегаются. Я так был рад познакомиться с Вами. Меня очень многое связывает с Вашим братом, который меня поддержал в Академии искусств в Москве.

Спасибо Вам, много успехов и счастья!

2006 г. Ваш граф Петр Петрович Шереметов»

«Тетя Зоя!

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я потрясена, ты молодец и потрясающий коллекционер. Спасибо.

2007 г. Твоя племянница Айдан Салахова»

Послесловие

И таких отзывов – две толстенные книги. Я не стал расписываться в них, а делаю это на страницах «Каспiя»:

– Дорогая Зарифа ханум! То, что Вы создали, – это здорово, прекрасно, неповторимо!

Я желаю, чтобы жизненная энергия, дарованная Вам Всевышним, не иссякала долгие годы, чтобы Вы создали еще много доброго и полезного для нашей страны и народа.

С глубоким уважением

Георгий Заплетин

http://icheri.kaspiy.az/print.php?item_id=20090117070038008&sec_id=2




http://www.izvestia.ru/azerbaijan/article3131238/index.html

________________________________________

Министр культуры и туризма Азербайджана Абульфас Гараев: "Музеи - наше национальное достояние"

Растущий из года в год экономический потенциал Азербайджана позволяет стране последовательно и целенаправленно решать не только насущные социальные проблемы, но и активно проводить политику сохранения, возрождения и пропаганды богатейшего культурно-исторического наследия народа. В этом плане особняком стоит принятая по инициативе президента Азербайджана Ильхама Алиева государственная программа развития музейного дела в стране, предусматривающая коренную модернизацию как материально-технической, так и содержательной составляющих музейного комплекса Азербайджана. О том, как реализуется данная программа, мы попросили рассказать министра культуры и туризма Азербайджана Абульфаса ГАРАЕВА.

Александр КАРАВАЕВ

вопрос: Средства массовой информации часто сообщают о ходе реконструкционных работ в крупнейших бакинских музеях. Что уже сделано в этом плане, какие работы продолжаются?

ответ: Начну с того, что не все музеи страны находятся в ведении Минкультуры, часть из них входит в систему Национальной академии наук Азербайджана. В том числе наш главный - Государственный исторический музей, с которого, собственно, и началась масштабная кампания, о которой мы с вами говорим. Затем была осуществлена комплексная реставрация Музея литературы им. Низами. Завершается реконструкция Государственного музея искусств, началось строительство Музея ковра...

в: Кстати, о последнем, если можно, чуть подробнее.

о: Понимаю ваш интерес. Действительно, этот музей - явление для нашей культуры уникальное. Два с половиной года назад глава государства лично ознакомился с его экспозицией и хранилищами. Было принято решение построить для Музея ковра собственное здание. Победившая в тендере австрийская компания предложила оригинальное архитектурное решение в форме раскрывающегося ковра в рулоне, которое и воплощается сегодня в жизнь. Новый Музей ковра строится рядом с Международным центром мугама - своеобразное олицетворение единства двух важнейших составляющих духовной культуры нашего народа - мугамного пения и искусства ковроткачества.

в: Как развиваются электронные картотеки, есть ли у азербайджанских музеев интерактивные возможности?

о: Мы поставили задачу завершить каталогизацию всех музейных фондов и перевести их в цифровой формат хранения. Это позволит посетителям, используя электронный каталог, определить месторасположение того или иного экспоната без необходимости искать его вслепую. В нескольких наших музеях это уже применяется. Благодаря сотрудничеству с Россией открыт доступ к виртуальному центру Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Сегодня мы имеем также хорошие контакты с Лувром, участвуем в проекте создания в Лувре череды залов исламского искусства, представляем им свои материалы. Договорились также с лондонским Музеем Виктории и Альберта: они будут делать экспозицию в бакинских музеях по истории исламской культуры в английских музеях.

в: Как решается проблема подготовки музейных кадров под стандарты современных технологий?

о: Мы сотрудничаем в этом плане с партнерами в разных странах. В России, например, существуют специальные курсы музейного дела, наши специалисты приезжают туда на стажировку. Работаем также с норвежскими партнерами.

в: Что делается для модернизации и развития музейной сети в регионах?

о: Во многих районных центрах начали реконструировать краеведческие музеи. Я могу привести примеры очень хороших музеев в Евлахе, в Геранбое - там новые здания с интересными экспонатами. Особо хотелось бы отметить музеи Нахчывана, где сосредоточено немало интересных артефактов материального наследия человечества. Мы объявили международный конкурс на создание этнографического музея-заповедника, где на территории 200 гектаров будет представлена мини-карта Азербайджана. Там мы постараемся отразить специфические особенности каждого региона страны. Я приглашаю российские компании принять участие в этом проекте.

в: Что происходит с экспозицией музеев, оставленных на оккупированных территориях?

о: Вся экспозиция краеведческого музея Джебраильского района целиком и полностью вывезена и хранится в Музее независимости. В остальных семи оккупированных районах, к сожалению, ничего не удалось спасти. С превеликим трудом из Шуши удалось вывезти три расстрелянных памятника Узеиру Гаджибекову, Натаван и Бюльбюлю, они установлены во дворе Музея искусств. Но мы храним данные музейных книг, которые успели вывезти из архивов этих районов. Регулярно выпускается специальное издание, посвященное памятникам архитектуры, оставленным на наших территориях. Распоряжением главы государства всем органам власти, представляющим оккупированные территории, поручено воссоздание музеев, сбор новых экспозиций, в которых будут отражены история этих районов и результаты их оккупации.

Здесь царствует истории нетленный дух

Богатая биография Музея истории Азербайджана - не менее интересная, чем его фонды, - насчитывает ровно 90 лет. Он был организован Азербайджанской Демократической Республикой в 1919 г. как учебный музей родного края "Истиглал" ("Независимость"). В настоящее время входит в структуру Национальной академии наук Азербайджана как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение и является головным музеем республики.

Расположен Музей истории в одном из красивейших зданий Баку - бывшем особняке нефтепромышленника, известного благотворителя и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева. Здание было возведено по проекту одного из самых знаменитых архитекторов, создававших облик Баку времен нефтяного бума, - Юзефа Гославского. Почти за век своего существования оно изрядно "поизносилось", устарело морально и технически.

В 2005–2008 гг. в этом здании по личной инициативе и поручению президента страны Ильхама Алиева были произведены фундаментальные реставрационные работы, которые совместно с местными специалистами выполнили итальянские мастера фирмы "ЭЛЕКА". Были отреставрированы фасад здания, экспозиционные залы первого и второго этажей, осуществлена полная перестройка интерьеров третьего этажа, заменены все окна и двери, обновлены коммуникации, укреплена цокольная часть здания.

Экспозиция первого этажа посвящена древнему периоду истории страны, здесь демонстрируются экспонаты, возраст которых берет свое начало с древнекаменного периода - эпох палеолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков. Археологическую коллекцию составляют материалы, обнаруженные в ходе раскопок в местах древнейших стоянок человека - Мингечявире, Оренкале, Кюль-тепе, Габале, Нахчыване, Исмаиллы, Ялойлутепе, Шамахе, Гяндже, Баку. Это множество каменных и обсидиановых орудий труда эпохи палеолита, мезолита, неолита и энеолита. Особое место занимает фрагмент челюсти ископаемого человека - азыхантропа, жившего 300–350 тысяч лет тому назад, обнаруженный в 1968 году в Азыхской пещере, недалеко от г. Физули. Великолепно изготовленная и декорированная посуда, ювелирные украшения из металла, камня, кости говорят о расцвете в эпоху бронзы различных видов ремесленного производства на территории нынешнего Азербайджана.

Затем следует тюрко-исламский период Атабеков, Ильханидов, Сефевидов. Чрезвычайный интерес представляет отдел так называемой "Каспийской Атлантиды", где выставлены обнаруженные под водой археологические находки в районе Бакинской бухты. Особый интерес представляет экспозиция старинных монет. Нумизматический фонд музея - самый обширный в стране: он охватывает более чем двухтысячелетний период государственности Азербайджана, всю историю монетной чеканки и денежного обращения на его территории - от времен Александра Македонского до эпохи Ширваншахов и далее. Не менее интересна коллекция оружия, насчитывающая свыше шестисот образцов оружия различных эпох и народов, в том числе собрание холодного и огнестрельного оружия Кавказа, являющееся по полноте и качеству представленных образцов одним из крупнейших в мире.

Экспозиция второго этажа посвящена истории Азербайджана периода ханств, вхождения его в состав царской России, вплоть до создания Азербайджанской Демократической Республики в начале прошлого столетия, а также этнографической тематике - ковровое искусство, национальная одежда, утварь, рукописная книга и т.д. Богато представлена люстровая и поливная керамика, обнаруженная при раскопках в средневековых городах (Байлакан, Барда, Гянджа, Баку, Шамахы), а также роскошная коллекция чеканных изделий из меди, сделанных искусными мастерами средневекового Азербайджана. Впечатляет также богатая коллекция национальной одежды, тканей, вышивки.

Новые стенды и витрины демонстрируют материалы о становлении экономики и развитии гражданского общества в Азербайджане, о политических катаклизмах, о становлении учреждений культуры, образования, здравоохранения, о выдающихся личностях и многом другом.

Надо сказать, что помимо стендов и витрин - классических музейных инструментов, обновленное здание оборудовано в соответствии с международными стандартами и компьютерными установками для самостоятельного получения информации посетителями. Часть мониторов - с большими экранами - предназначена для демонстрации художественных и документальных фильмов об истории, культуре и искусстве Азербайджана.

Но, пожалуй, главнейшим нововведением в структуре музея явилось то, что восемь жилых помещений второго этажа, включая Восточный зал, превращены теперь в дом-музей Гаджи Зейналабдина Тагиева.

Работы по реконструкции позволили Музею истории Азербайджана предстать в новом облике учреждения, соответствующего самым современным мировым стандартам, достойным образом представляющим посетителям богатства его фондов. Более того, он расширил свои функции, став также концертной площадкой - по образцу Эрмитажа, Лувра и других крупнейших музеев мира. Первая такая акция в музее состоялась в День музыки - это был концерт итальянского тенора Джузеппе Таламо в Восточном зале, славящемся своей акустикой.

Книги остаются навсегда

23 апреля 2002 года, объявленного ЮНЕСКО Днем международной книги и авторских прав, в Баку состоялось открытие первого и пока единственного в мире Музея миниатюрной книги. За минувшие семь лет коллекция уникального музейного фонда пополнялась регулярно. Сегодня на площади 165 кв. м в тридцати пяти застекленных витринах выставлено более четырех тысяч книг, изданных в 62 странах мира.

Галия АЛИЕВА

За двадцать пять лет кропотливого труда и поисков практически по всему миру учредитель музея и бессменный его руководитель Зарифа Салахова собрала более шести тысяч миниатюрных изданий - самые маленькие из которых, размером 2х2 см, - "Азбука цветов", "Символика драгоценных камней" и "Знаки зодиака" японского издательства "Топпан", а самая старая - Коран, изданный в XII веке.

Знакомство с экспозицией музея начинается с миниатюрных книг, изданных в Азербайджане и повествующих об азербайджанской государственности, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве, важнейших исторических событиях в общественно-политической жизни страны. Здесь также широко представлены классики отечественной литературы, науки и искусства - Низами, Насими, Физули, Вагиф, Натаван, Мирза Фатали Ахундов и другие.

Особый интерес у посетителей вызывают книги из серии "Библиотека-крошка", издававшиеся в конце XIX века в России. Пушкин представлен третьим прижизненным изданием "Евгения Онегина" (СПб, 1837 г.), "Капитанской дочкой" (Москва, 1900 г.), Лермонтов - "Ашиком-Керибом" (Киев, 1892 г.) и т.д.

За семь лет существования музей посетило более пятидесяти тысяч человек, а покойный президент России Борис Ельцин, к примеру, оставил такую запись в книге отзывов: "Это просто фантастика. Ничего даже близко подобному я в мире не видел".

Недавно коллекция Музея миниатюрной книги пополнилась еще одним изданием - книгой (размером 53х38 мм) известного российского журналиста, руководителя проекта "Известия - Азербайджан" Олега Цыганова "Ильхам Алиев: надежды и уверенность". Презентация собрала в Баку писателей, общественных деятелей, художников, представителей СМИ, творческой элиты и дипломатических миссий, аккредитованных в Азербайджане. Идея издать книгу московского публициста пришла Зарифе Салаховой после прочтения в "Известиях" статьи Олега Цыганова, посвященной итогам президентских выборов в Азербайджане. По словам издателя, глубокий анализ ситуации в Азербайджане, осуществление планов, запрограммированных в первой инаугурационной речи главы Азербайджана и новые перспективы, отраженные в статье, подвигли ее на издание этой мини-книжки.

Книга такого формата, изданная пока небольшим, в сто экземпляров, тиражом и вышедшая на двух языках (русском и азербайджанском), - первая среди многих книг Олега Цыганова. На ее презентации Чрезвычайный и Полномочный посол Казахстана в Азербайджане Серик Примбетов высказал удивительно емкую и в то же время весьма глубокую мысль: у человека есть одна особенность - уходить не вовремя, а у книги - оставаться навсегда. А хозяйка музея Зарифа Салахова, словно в подтверждение этой мысли, вспомнила эпизод, связанный с общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. "Когда Гейдар Алиевич знакомился с экспозицией миниатюрных книг, изданных в ГДР, еще при Хоннекере, я сказала ему: "Вот видите, уже ни этой страны нет, ни этого партийного лидера, а книги остались". На что он ответил мне: "Только книги и остаются".






Книжка с ноготок в мире великанов

Источник: Еженедельная газета "Русский Базар".

Номер 2(455). 6 - 12 января 2005

Статья: "КНИЖКА С НОГОТОК В МИРЕ ВЕЛИКАНОВ".

Автор: Семен Бурда

http://www.russian-bazaar.com/


http://www.alib.ru/boumini.phtml


Судя по всему, миниатюрные книжки и тексты появились на свет почти одновременно с традиционными и более привычными для нашего глаза. Составляя священные свитки для библиотек и королевские указы, которые, разворачивая, зачитывали герольды, писцы и летописцы попутно пытались уместить знания и опыт на небольших страницах, чтобы в добрые времена можно было брать их с собой в дорогу или передавать другим, а в лихую годину легче было прятать. И если известная фраза "мир в твоем кармане" для одних людей означала набитый кошелек, то для других это была дорожная книжка, молитвенник и т.п. - средоточие мудрых мыслей, а то и компания настоящих друзей, благодаря которым человеку становится теплей на душе и не так одиноко.


Ценность маленьких , писанных от руки книг, была велика, и "поясные", книжицы, которые носили странники, были в переплетах из мягкой кожи или в защитных футлярах . Дорогие мини-книги предназначались коронованным и знатным особам. Один из таких томиков, сработанный в 1454 году в Германии, хранится в Публичной библиотеке Нью-Йорка.


C приходом в мир первопечатника И.Гутенберга и "подвижной печати" у книг появляется много единоличных владельцев, а потребность в миниатюрных изданиях возрастает. В 1468 году его помощник П. Шофлер создает первую книгу карманного размера, .


Зачастую мини-книги представляли собой настоящее произведение искусства. При их оформлении использовались серебряная филигрань, перламутр и цветная эмаль. Обложки делались из шелка и бархата, оснащались застежками и хранились в футлярах. Королева Англии Анна Болейн взяла с собой на казнь крошечную, в золотой обложке книгу псалмов, с портретом короля Генриха, который и приказал её (королеву) обезглавить. Другая королева Англии, Елизавета Первая, заказала в 1570 году личный миниатюрный псалтырь с шестью своими главными молитвами на нескольких языках.


Не так давно по проекту голландского Королевского музея, на основании переписи вещей, находящихся в доме великого художника Вермера Дельфтского, была воссоздана компьютерная модель его жилища. Там оказались большие полки с книгами, среди которых были и миниатюрные издания. Судя по всему, чтение в семье было традицией. А если вспомнить, что Голландия XVII века, благодаря большому числу школ, была страной грамотной, то легко представить, как по вечерам художник, держа увеличительное стекло в руке, читал жене и своим одиннадцати детишкам разные истории. И конечно, вслух, поскольку чтение "про себя" вошло в обычай позднее.


Первой миниатюрной книгой, изданной в США, стала церковная Verbum Serpiternum в 1,68 х 1, 49 дюйма, опубликованная в Нью-Йорке в 1750-е годы . Впрочем, XVIII век книгоиздатели закончили миниатюрной библией 1,65 x 1,47 дюйма.


Вскоре адресатами мини-книг становятся дети. Так, в 1800 году появляется серия "Детская библиотека" - от букваря до рассказов о путешественниках и описание исторических событий. Прибыльной продукцией, словно созданной для печати миниатюрных форм, стали (и по сей день остаются ) календари и альманахи. Успехом пользуются книги-песенники, басни и легенды. Cафьяновые переплеты и инкрустированные футляры в комплекте с линзами становятся ценными подарками.


В свете индустриальной революции даже религиозный жанр порой носит коммерческий оттенок. Так, мини-библия, выпущенная в честь открытия английской железной дороги, содержала рисунки, где рельсы уходили в небо, а дорожные указатели обозначали железнодорожную ветку как путь к богу и от него.


Что касается американских президентов, то когда А.Линкольн, работая в адвокатской конторе и носил с собой крошечный молитвенник, он не знал, что в 1930 г. в США выйдет миниатюрная книга с его письмами и станет одной из самых маленьких книг в истории страны. Президент Ф. Рузвельт был любителем миниатюрных изданий и даже собирал их. Cпустя годы дизайнеры выпустят мини-книгу "Любовь не втиснуть в канон" с цитатами Элеоноры Рузвельт.


Так случилось, что появление серьёзных собраний миниатюрных книг совпало с победами женщин в борьбе за эмансипацию и одними из известнейших коллекционеров ХХ века стали три женщины, три подруги, три человека: Р. Адомейт, Д. Уингтман и И.Винтерштейн. Они сосредоточили в своих частных коллекциях 95 % всех существующих шедевров мини-книги. И то, что жили они в разных странах (кто в Америке, кто в Европе), не мешало им дружить и встречаться. К сожалению, поcле ухода из жизни И. Винтерштейн 4 000 книг из её лучшей в мире частной коллекции оказались на аукционе Кристи. Только для описания её мини-шедевров XV века был издан 45-страничный каталог. Cреди них книги, посвященные деве Марии, изданные в Венеции и Риме с XV по XVII век включительно, а также шедевр, созданный в 1550 голу выдающимся книжным мастером из Антверпена и признанный лучшим в XVI веке.


Американка Ш.Смит не только собрала выдающуюся коллекцию из четырех тысяч раритетов, но и стала автором и издателем двух десятков талантливых книг.


Самые яркие страницы в истории миниатюрной книги были созданы благодаря терпению и труду художников и переплетчиков. Именно они, объединенные в небольшие группы или издательства, определяют авангард современной мини-книги.


Художница М. Адамс использует для оформления обложек своих книг змеиную и оленью кожу, тончайшую пленку от коры дерева, лакированные листья. Бумага к её известной книге о Марии Стюарт была изготовлена ею собственноручно, как и вышитая обложка .


Другой дизайнер, Н. Левит, нашла остроумное решение книги" Достижения во сне" - о мальчике, проспавшем все на свете. Она выполнена в виде постели, сложенной конвертом между спинок кровати.


А книга современного американского классика Д. Стейнбека "Консервный ряд" была оформлена в виде консервной банки, из которой концентрическими кругами выходят страницы.


Дизайнер С. Хошино вместе с мужем Асуно использует в оформлении книг 18-каратное золото, эмаль и драгоценные камни. " Миниатюрная книга на моей ладони, - говорит она в интервью, - подобна драгоценному камню. Идея книги рождается из стремления сердца к совершенству. Это крошечное создание кажется мне живым цветком, способным опылить другие, став ступенькой лестницы, ведущей вверх".


Сегодня миниатюрная книга может стать рождественским подарком, будучи изданной в форме забавного комикса, или имея переводные временные татуировки, забавные для взрослых и детей. Это и рисунки из знаменитой "Алисы в Стране чудес", изображающие Чеширского кота и Шалтая-Болтая, и репродукции с картин художников Г. Климта, П. Пикассо или С. Дали.


Если же читатель решил, что сильный пол растерял свои позиции в мире мини-книг, то это не так. Репутацию одного из самых известных коллекционеров и изобретательных дизайнеров уже не одно десятилетие подтверждает Р. Массман из Коннектикута. Его книга "Приключения летающей старухи", 1966 год, была выполнена в форме телескопической трубки, превращающейся в ленту со страницами. В собрании Р. Массмана есть и пропагандистские статьи, изданные в гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны, и путеводитель для героя нашумевшей книги, Гарри Поттера, необходимый ему для проживания в школе волшебников. Не далее как в октябре этого года один из считанных экземпляров этой книги был продан на аукционе Кристи в Лондоне за 11 000 фунтов стерлингов. Второй сенсацией аукциона, в числе мини книг, отражающих мир звезд эстрады, политики и спорта, стала книга с рисунками великого боксера М. Али, изобразившего эпизод своего поединка с Д. Фрэзером. Как известно, Али страдает болезнью Паркинсона и потому размер иллюстраций для этой книги был несколько увеличен. Всего в тот аукционный вечер было продано мини-книг более чем на 125 000 фунтов, так что интерес к книгам-лилипутам не падает.


Сложилось так, что физические стандарты таких книжек в разных странах выглядят по-разному. Если в большинстве государств Европы и Америки миниатюрной считается томик размером не более 100 мм, то в Соединенных Штатах этот предел равен 75 мм. А Венгрия, которая за годы, прошедшие после Второй мировой войны, вошла в число ведущих стран по мини-изданиям, определяет её "потолок" в 65 мм.


Говоря о коллекциях, мы, из-за недостатка печатного пространства часто ограничиваемся знакомством с собраниями Европы и Америки. А между тем стоимость книг библиотеки австралийского штата Новый Южный Уэльс оценена в полтора миллиарда долларов. В её собрании имеется и уникальный четырехтомник "Птицы Америки", изданный в Англии в 1827 году, аукционная цена которого 8, 8 миллиона долларов, и молитвенник на пяти языках величиной менее 5 мм. В числе реликвий библиотеки имеется и одна из походных книг Наполеона Бонапарта. Известно, что император имел мини-библиотеку из 49 изданий. Любопытно, что библиотека хранит и серию книг-гигантов, издание которой тоже начал Наполеон. Речь идет о собрании топографических карт Египта. Каждый из томов имеет размер 112 см х 70 см и весит около 22 килограммов.


Судьба распорядилась так, что за одной из самых интересных коллекций миниатюрных книг в странах бывшего СССР тоже стоит женщина. Вот уже скоро три года, как в Баку открыт один из первых в мире музеев миниатюрной книги. Его основатель и нынешний директор З. Салахова двадцать лет возглавляет общество книголюбов Азербайджана. Её личная коллекция мини-изданий, участвовавшая в выставках в Лондоне, Париже, Сиднее, стала краеугольным камнем в нынешнем четырехтысячном собрании музея.


Уникальное издание мини-корана, возраст которого 320 лет, хранится в специальном футляре с вмонтированной лупой. Христианская религиозная книга размером 3,5 мм cодержит текст молитвы <Отче наш> на шести языках. А три микрокниги, выпущенные в Японии, "Язык цветов", " Знаки зодиака" и "Язык камней", размер которых 2 х 2 х 1 мм, всегда находятся в центре внимания посетителей музея.


В России точкой отсчета в издании миниатюрных книг стал выход 1837 году собрания стихов А.С. Пушкина размером 92 Х 63 мм. Прижизненная публикация мини-книги " Евгений Онегин", вышедшей при жизни поэта, сегодня оценивается в 17 000 долларов.


В XIX веке в России известными издателями таких книг были Глазунов и Суворин. А поскольку Польша была частью Российской империи, то нельзя не вспомнить прекрасное издание Пятикнижия на иврите, выпущенное в конце XIX века варшавским издателем М. Шольцем. Шестисотстраничный фолиант был "спрятан" в изящный металлический медальон с увеличительным стеклом.


В конце XIX века на книжном рынке появляется киевское издательство Ф.Иогансона, выпустившее к роковому для России 1917 году более ста наименований мини- книг.


Новый, советский период выпуска таких изданий определялся идеологией. Тем не менее начала создаваться библиотека классиков американской и английской поэзии, увидело свет много репринтных изданий высокого качества. Сегодня только в Петербурге работает с десяток издательств. Более года назад сторонники малых книжных форм открыли российский музей миниатюрной книги. И хотя его коллекция пока насчитывает менее тысячи томов, но долгий путь начинается с первого шага.


Как во всех видах человеческой деятельности, в мире миниатюрной книги вот уже более трехсот лет идет борьба за создание самой маленькой.


Cвоё слово в 1899 году сказали издатели из Огайо, давшие жизнь сборнику стихов О. Хайяма "Рубаи", формат 0,45 х 0,32 дюйма . Неясно, почему именно Хайяма так любят соискатели, но в 1932 году другое собрание его стихов, "Розовый сад", 0,19 x 0,22 дюйма, становится новым американским рекордом.


В 1985 всех опережает "Старый король Коул" из Шотландии, c площадью страницы в два квадратных миллиметра.


В 1997 году на 15-м Всемирном конгрессе мини-книги в США книжный график из Омска А. Коненко представил в двух копиях книгу-рассказ А. Чехова <Хамелеон> размером 0,9 х 0,9 мм. Она была признана самой маленькой книгой мира. Сегодня выдающийся миниатюрист является автором почти ста микрокниг, и его работы хранятся в коллекциях и музеях разных стран.


За пятьдесят лет жизни А. Коненко создал и целый ряд удивительных миниатюр как отдельный художественный жанр. Он сшивает свои книги почти невидимой шелковой нитью; размещает целый караван верблюдов в ушке швейной иглы или вырезает зоопарк на волосе с головы человека. Начав в 1994 году с "Евгения Онегина", 32 х 23 мм, мастер стал наиболее плодовитым автором микроминиатюрных книг.


Среди работ А. Коненко уникальные альбомы(32 х 23 мм) с иллюстрациями Айвазовского, Крамского, Дали. Его блоха с золотыми подковами - воплощенная аллегория мастерства русского народа. На выставках мастера американцев восхищают мини-бизоны, а французов - родная Эйфелева башня высотой 3,2 мм , "поставленные" автором на усик комара.


Миниатюрная книга жива, и все больше желающих приходит в клубы её поклонников. Они хотят быть не только коллекционерами, но создавать книги как дизайнеры и авторы текстов. В нашем насыщенном новыми технологиями компьютерном мире, где отношения к людям и произведениями искусства порой начинают приобретать функциональный и потребительский оттенок , где многие говорят уже не о библиотеках и библиографии, а о Web-лиотеках и Web-лиографии, авторская миниатюрная книга остается живой и необходимой - потому что несет людям ауру живого дыхания, и потому что в хорошей книге, как правило, содержится больше истин, чем хотел вложить в неё автор.


Алекперова Г.


Гражданский подвиг Зарифы Са¬ла¬ховой

или Коллекция, достойная восхищения


Музей миниатюрной книги был открыт в Баку почти пять лет назад, а восторженным откликам о нем всех, кому посчастливилось видеть его коллекцию, нет, да и не может быть конца. Слова огромной благодарности, одобрительные высказывания, пространные записи большинства не сдерживающих восхищения посетителей в книгах отзывов, в том числе и тех, которые сопровождали тематические выставки, проводившиеся во многих странах мира, конечно же, не в состоянии выразить отношение уже к самому факту существования подобного очага культуры, однако и они красноречиво свидетельствуют о том, что мы имеем дело с подлинным чудом. Как иначе назвать рукотворные шедевры средневековых и современных мастеров полиграфического искусства и человеческий, гражданский подвиг хранительницы уникальной коллекции Зарифы Салаховой, дерзнувшей создать первый и единственный в мире частный музей, объединивший пять тысяч редчайщих изданий, восхищающих не только внешними достоинствами, но и преисполненной космической энергией человеческого духа?


Тут сошлось многое, но особенно хочется обратить внимание на то, что появление в Азербайджане, в его столице Музея миниатюрной книги – не просто доказательство того, что в нашей стране очень многое делается для развития музейного дела, которое продолжало развиваться и в сложные переходные времена. Рождение этого очага культуры – прежде всего убедительное свидетельство духовного развития нашего народа. Практически, создание Музея миниатюрной книги – в некотором роде эксперимент, пилотный, как сейчас говорят, проект: частных музеев в Азербайджане еще никогда не было, хотя коллекционированием увлекались очень многие бакинцы, о разнообразных собраниях которых молва разносила вести по всему миру. А тут…

Основой музея стала богатейшая личная коллекция миниатюрных книг, которые не один десяток лет собирала Зарифа Теймуровна Салахова. Когда число книг, хранившихся в коробках и ящиках, превысило

5 тысяч, стало понятно, что таить такое богатство от широкой общественности просто «нерентабельно» – очень уж мощная энергетика духовности таилась в каждом предмете собирательства. Правда, время от времени Зарифа ханум устраивала тематические выставки в Баку и за рубежом, всякий раз выслушивая восторженные отзывы и об уникальных миниатюрных изданиях-шедеврах, и о ее подвижническом увлечении, но это только разжигало желание сделать раритеты предметом постоянной экспозиции.

Надо ли удивляться тому, что в свое время общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев лично поддержал увлеченного коллекционера в ее желании создать Музей миниатюрной книги. Именно благодаря его поддержке и стало возможным строительство в Баку особняка, в котором мог бы разместиться Музей миниатюрной книги. И такой музей появился – первый в мире частный музей миниатюрной книги.

Да, его зал не назовешь просторным или впечатляющим, но зато по богатству материала, который разместился здесь на стендах в современной конструкции витринах, он вполне может сравниться с весьма известными в мире галереями. Здесь хранятся шедевры мировой мысли, изданные не формальности ради, а тонкими мастерами книжного дела, сделавшими каждый томик произведением искусства и полиграфическим шедевром.

– Когда говорят о миниатюре, понятно, что речь идет о произведении искусства, – говорит Зарифа Салахова. – Это может быть резьба по слоновой кости, чеканка по металлу, роспись на фарфоре или иллюстрация к древним рукописям. Книгу небольшого формата по праву стали называть миниатюрной на Востоке и Западе еще в древние времена, ибо она в свою очередь тоже была предметом искусства – образцом рукописи, изящной полиграфии, изобразительного мастерства. И в тоже время она являлась, как и надлежит книге, источником знаний.

Миниатюрная книга обладает теми достоинствами, что занимает мало места, она всегда может быть спутником человека, удобна в дороге. Не случайно же в далеком прошлом малым форматом зачастую издавали Коран, Библию, Тору – книги, которые верующие граждане предпочитали иметь при себе постоянно. Обычно такие издания были богато орнаментированы, сопровождались иллюстрациями выдающихся художников, переписывались вручную лучшими каллиграфами, «одевались» в замысловатые, нередко декорированные, дорогие переплеты.

Традиции древних издателей продолжали развиваться, а число раритетных изданий неизменно возрастало из века в век. Однако тиражи их никогда не были большими: издание миниатюрных книг – дело не дешевое и, мягко говоря, хлопотное. Но, несмотря на это, оно продолжается, волнуя коллекционеров, ведь приобрести такое издание совсем непросто: его не купишь в магазине, не встретишь на полках каждой библиотеки…

– Тем не менее, вы собрали почти 5 тысяч этих шедевров! Это было трудно?

– Непросто, скажем так…

Для Зарифы Салаховой все началось с того, что она была избрана председателем Общества книголюбов – общественной организации, которая объединила вокруг себя страстных почитателей литературы и коллекционеров. Это интеллигентные люди, которые, как известно, не без удовольствия активно общались между собой, обменивались новостями, а иногда и «свободными» экземплярами во времена, когда стоящие книги издавались недостаточными с точки зрения потребности населения тиражами. Они встречались, чтобы рассказать почти детективные истории о поиске того или иного раритета, об уникальных изданиях, которые, по слухам, можно было у кого-то выменять или купить. Нередко собирались, чтобы просто почитать особо изящный отрывок или новые стихи автора, томик которого выпущен очень маленьким тиражом и пока недоступен всем желающим – мало ли о чем могли говорить образованные граждане страны, которых волновало духовное богатство...

На волне этого интереса членов Общества книголюбов, вскоре переименованного в Общество «Книга», его председатель З. Салахова организовала Клуб интересных встреч, в заседаниях которого принимали самое охотное участие знаменитые во всем СССР поэты и писатели, космонавты, выдающиеся актеры, передовики производства – люди, увлеченные книгами, которым было что рассказать согражданам.

Питательной средой, помогавшей «доставать» (как тогда все мы были вынуждены говорить) стоящие внимания книги, которые с удовольствием коллекционировали все новые миллионы любителей чтения, было Общество книголюбов СССР, и З.Салахова тесно дружила с этой структурой. Вот там-то, увидев на складе миниатюрное издание басен И.А.Крылова, она и заболела той болезнью, которая сделала ее страстным собирателем этих маленьких шедевров, увлекавших на весьма нелегкие поиски по принципу «чем труднее, тем дороже», хотя о стоимости находок речь практически никогда не заходила – у коллекционеров совсем иной критерий ценностей.

С приобретением большинства книжечек, ставших по праву экспонатами нового музея, связано много занимательных историй, и услышать о них может каждый, кто встретится с этим увлеченным, неутомимым человеком, тем более, что двери Музея миниатюрной книги открыты для всех в будни и праздники, которые, к слову сказать, здесь любят устраивать по каждому достойному поводу.

С тех пор, как Зарифа ханум занялась еще и активной издательской деятельностью, общественность Азербайджана, видные литераторы, деятели искусства и все, кто дружит с книгой, а также активистки возглавляемой Зарифой Салаховой Бакинской женской организации, часто участвуют во многих мероприятий, среди которых особенно часты презентации новых книг-малюток, тематику и дизайнерское оформление которых осуществляет она сама, привлекая к этой изящной творческой работе самых талантливых специалистов.

За последнее время на витринах и стеллажах музея заняли место выпущенные З. Салаховой именно в Баку такие оформленные с большим вкусом миниатюры, как «Контракт века – десятая годовщина», «Инаугурационная речь Гейдара Алиева», «Олимпийская клятва», переводы Анара, стихи выдающихся азербайджанских поэтов, «80 лет народной артистке Азербайджана Фирангиз Шарифовой», «Бюльбюль – мастер вокала», «Букет для Духовной», «Поэт фортепиано. Творческий портрет Фархада Бадалбейли», другие посвящения любимым поэтам, актерам и многие другие книжечки, ставшие зримым доказательством того, что музей – не застывшая, а вечно живая история и источник вдохновения для лучших представителей талантливого азербайджанского народа.



Каспий.- 2008.- 15 января.- С. 8.

http://www.anl.az/down/medeniyyet2008/yanvar/medeniyyet2008_yanvar_326.htm



2009-0
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.