руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
14 апр.
15:30
Телеграмма № 4: Грех Брюса Уиллиса, дуэльный кодекс, Анри Руссо и Эпитект
Все записи | Разное
четверг, декабрь 3, 2009

Искаженные шедевры мирового искусства

aвтор: usta ®
 
ПЛОДЫ НЕБРЕЖНОСТИ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ


Сергей Розанов


В ТОМ, что открытки являются замечательными проводниками культуры в народные массы, сегодня убеждать никого не надо. Благодаря этим небольшим листкам плотной бумаги с репродукцией на лицевой стороне многие наши соотечественники, в особенности проживающие вдали от крупных культурных центров, знакомятся с шедеврами мирового искусства, узнают имена мастеров кисти и резца, получают представление о знаменитых художественных собраниях, а также о произведениях, утраченных человечеством в результате войн, революций и стихийных бедствий. Но, к величайшему сожалению, открытки далеко не всегда выполняют на "отлично" свою пропагандистскую функцию. Виной тому многочисленные ошибки на них.


Их много сотен, этих горьких плодов небрежности и безответственности издателей. Здесь и неверное указание местонахождения произведений, их размеров, дат создания картин, и даже ошибки в названиях работ и указании их авторов. И очень неприятно, что эти почтовые карточки не изымаются из обращения, подобно некоторым иным предметам коллекционирования, а долгие десятилетия разгуливают по белу свету, распространяя ложные сведения.


Конечно, этот издательский брак уже не вырубить никаким топором. В наших силах только проинформировать собирателей открыток о допущенных издателями "ляпах", что и является главной целью этого материала.


Начнем с неверного указания автором произведений. Среди них наиболее часты ошибки, связанные с одинаковыми фамилиями художников. Так, картину "Прогулка в коляске" работы Александра Брюллова "Изогиз" в 1957 г. воспроизвел, приписав авторство его знаменитому брату Карлу. Акварель И.П. Прянишникова "У кибитки" это же издательство и в том же году приписало видному передвижнику И.М. Прянишникову, а полотно малозаметной художницы С.А. Беклемишевой-Филипченко "Охота на лису" (1962) - известному скульптору В.А. Беклемишеву. "Пейзаж с лошадьми" А.О. Орловского киевское издательство "Мiстэцтво" включило в подборку, посвященную В.Д. Орловскому (1982). "Натюрморт" Владимира Лебедева издательство "Рюрик" (1991) репродуцировало под именем Клавдия Лебедева, прославившегося композициями на сюжеты из русской истории, а "Натюрморт с чайной посудой" кисти П.В. Кузнецова назвало работой его однофамильца Н.Д. Кузнецова. Есть у филокартистов упреки и в адрес успешно работающего в последние годы на ниве филокартии ООО "Свет-Инфо". Создателем картины "Иллюминация Москвы" оно указало Константина Маковского, тогда как в действительности им является его брат Николай, а копию с полотна К.П. Брюллова "Умывающаяся итальянка" (правильнее - "Итальянское утро"), выполненную неизвестным художником и хранящуюся в воронежском Музее изобразительных искусств, представило коллекционерам как подлинную работу самого великого маэстро (обе 2000 года выпуска).


Немало допущено ошибок и в наименованиях репродуцированных произведений искусства. Полотно итальянского художника Д.Панини "Сивилла предсказывает рождение Христа" издано на открытке ("Аврора", 1988) под названием "Вид Форума в Риме". Знаменитая картина А.А. Дейнеки "Левый марш" усилиями работников издательства Министерства связи СССР (1980) превратилась в "Оборону Петрограда". "Пионервожатая" работы Н.А. Касаткина по воле издательства "Изобразительное искусство" (1989) стала "Комсомолкой-рабфаковкой". Полотно А.М. Васнецова "Старое устье реки Неглинной" репродуцировано "Советским художником" (1978) под ошибочным названием "Спасские водяные ворота Китай-города". На репродукции с портрета кисти Д.Г. Левицкого из комплекта "Тамбовская областная картинная галерея" ("Советский художник", 1989) запечатлен не знаменитый вельможа эпохи Екатерины II граф Александр Сергеевич Строганов, а его двоюродный брат - барон Александр Николаевич. "Отличилось" и уже приказавшее долго жить издательство "Рюрик": картину Ф.А. Малявина "Две девки" оно выпустило под наименованием "Верка", а произведение П.Н. Филонова "Коровницы" почему-то назвало "Германской войной" (обе 1991 года издания).


Многие филокартисты пребывают в растерянности от загадки, предложенной им издательством "Изобразительное искусство". Выпустив в 1971 г. почтовую карточку с картины Ф.М. Матвеева под названием "Вид Тиволи близ Рима", оно переиздало ее в 1985 г., но уже как "Вид в окрестностях Тиволи". Возможно, коллекционеры и не посчитали бы ошибкой столь незначительное расхождение в наименованиях, если бы не сильно отличавшиеся друг от друга размеры репродуцированного полотна, напечатанные на "оборотках" репродукций. Да и в каталоге картин из собрания Третьяковки (1984) отмечено, что под данными названиями в галерее хранятся разные произведения. Истину удалось установить лишь после осмотра оригиналов, хранящихся в запаснике галереи. Только тогда выяснилось, что правильное название напечатано на открытке 1971 года издания.


Еще одна занятная ситуация. В монографический комплект "В.Г. Перов" ("Изобразительное искусство", 1989) включен портрет второй жены художника Е.Е. Перовой, в то время как указанные на открытке дата, размеры и местонахождение картины относятся к портрету его первой супруги - Е.Э. Перовой. В действительности репродуцированное произведение создано не в 1868 году, а в 1975-м и хранится не в Минске, а в Кишиневе.


Вообще с местонахождением произведений путаница на открытках не меньшая, чем с названием картин. Так, на открытке с работы А.Е. Архипова "По реке Оке" ("Изобразительное искусство", 1977) указано, что картина находится в Русском музее, хотя в действительности принадлежит Третьяковской галерее. Полотно А.А. Рылова "Свежий ветер на Неве" ("Советский художник", 1984) является собственностью не Третьяковки, а костромского Музея изобразительных искусств. Устаревшие данные о местонахождении картины Б.М. Кустодиева "Большевик" - Центральный музей Вооруженных сил СССР - предоставила филокартистам "Аврора" (1979), ибо это произведение еще в 1954 году было передано из вышеуказанного собрания в Третьяковскую галерею. Только в одном варианте существует шишкинский "Сосновый бор", написанный, несмотря на уверения издательства "Искусство" (1950), в 1872 году, а не в 1879-м и хранящийся в Третьяковке, а не в Русском музее.


Нельзя не упомянуть и еще об одном распространенном типе ошибок на открытках. Однако в отличие от приведенных выше примеров в этом случае раздражение собирателей вызывает не оборотная, а лицевая сторона почтовых карточек.


В 2000 году в комплект открыток, посвященных творчеству В.Г. Перова, уже упоминавшимся ООО "Свет-Инфо" была включена деталь картины "Крестьянин в поле". Но если вы захотите совместить данное изображение с лицом мужика на полной репродукции этого полотна, изданной в Риге в 1954 году, у вас ничего не получится. Дело в том, что фрагмент известного произведения дан издателем в зеркальном отображении.


К сожалению, это не единичный случай в филокартии. Такому же искажению подверглись и многие другие шедевры мирового искусства. В перевернутом виде репродуцированы "Ребенок с кнутиком" О.Ренуара ("Советский художник", 1968), "Гладиолусы и глоксинии" П.П. Кончаловского ("Аврора", 1970-е), "Сцена на железной дороге" В.Г. Перова ("Правда", 1980), "Березовая роща" И.И. Левитана ("Изобразительное искусство", 1985), "Снегурочка" Н.К. Рериха ("Аврора", 1987), "Портрет калмычки Аннушки" И.П. Аргунова, "Портрет П.И. Ковалевой-Жумчуговой" Н.И. Аргунова, "Портрет В.П. Шереметевой" П.Ротари (три последние - из комплекта "Русский портрет XVIII века. Музей "Кусково" - СПб., Абрис, 1998). А святой Сергий Радонежский с иконы, изданной "Рюриком", (1990) посылает благословение левой рукой. Такой вот курьез.


Кстати, о курьезах. Согласно сообщению на открытке с акварели К.Кольмана ("Советский художник", 1966), восстание декабристов произошло 14 декабря... 1824 года, хотя, наверное, каждому двоечнику известно, что это событие имело место в 1925 году. Работники ООО "Свет-Инфо", неправильно прочитав автограф художника А.Найдена на пасхальном рисунке "Христос воскресе!", произвели на свет мифического художника Анаидена. А киевское издательство "Мiстэцтво" (1982) репродуцировало портрет некоего помещика Шмита работы М.Яблонского как изображение... Ф.Листа, хотя между запечатленным на открытке человеком и знаменитым музыкантом нет ни малейшего сходства.


Конечно, рассказать обо всех ошибках, опечатках и курьезах на открытках нет возможности даже в такой пространной публикации, как эта: лишь простое их перечисление заняло бы не одну газетную полосу. Но мы надеемся, что и эта малая толика приведенных уточнений будет полезна филокартистам страны. Ну а издателям почтовых карточек хочется пожелать в наступившем столетии относиться к своей продукции с большей ответственностью, чем в минувшем, чтобы открытки из мощного средства просвещения не превращались в источник дезинформации.


Автор приносит искреннюю благодарность всем работникам музеев и общественных организаций, консультировавших его по данному вопросу
loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Телеграмма № 5: Расизм в "Бриллиантовой руке", триумф служанки Гитлера, молитва Марка Аврелия