руccкий
english
REGISTER
SIGN IN
Baku:
15 Nov
18:48
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
All articles | Articles
Monday, April 26, 2010

Поселение и народное жилище

aвтор: usta ®
 

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

1.Поселение и народное жилище

Традиционные типы и формы поселения в Азербайджане складывались на протяжении веков и были обусловлены уровнем общественно-экономического развития, а также естественно-географическими условиями. К сожалению, вопросы, связанные с поселениями Азербайджана, до сих пор изучены недостаточно хорошо. Между тем без определения типов и форм поселения невозможно дать полную характеристику народного жилища и осветить ряд вопросов общественного быта. Как отмечали исследователи, поселения являются "древнейшими фактическими памятниками" в истории каждого народа.

Классификацией поселений ученые занимались начиная с XVIII в. (происхождение, типы, формы и проч.). Однако по данному вопросу в науке не сложилось единого мнения. На наш взгляд, на типологию поселений, кроме социально-экономических отношений и уровня производительных сил, оказывает влияние и ряд других существенных факторов: направление хозяйства или вид занятия населения, этническая принадлежность, численность населения, естественно-географическая среда (климат, рельеф, водные ресурсы), отдаленность поселений от главных шоссейных дорог и крупных городов.

Для поселений Азербайджана было характерно отсутствие определенных принципов, которым руководствовалось местное население при расположении или расстановке усадеб (или дворов), образующих населенный пункт, бессистемность и бесплановость расположения многих населенных пунктов, в частности горных и предгорных, отсутствие определенной ориентации в расположении усадеб (или дворов). В целом же для азербайджанских поселений было характерно расположение на солнечной стороне участка.

Всестороннее и глубокое исследование всех аспектов, связанных с поселением и народным жилищем Азербайджана, требует не только усилий этнографов, но и привлечения других наук - экономики, истории, археологии, фольклористики, лингвистики и др.

; При характеристике поселения, помимо вышеназванных факторов , необходимых для определения типологической классификации, мы учли и исторический фактор, т.е. историю возникновения отдельных типов поселений, а также народного жилища.

В специальной литературе отмечалось, что поселения на склонах Малого Кавказа в зависимости от характера социального устройства и хозяйствования населения носят разные наименования: кенд, оба (ова, обалыг), шенник (шенлих), сыгырхана, йатаг, бина, дюшэркэ, йурд, гышлаг, иаилаг, архач. Среди всех указанных типов поселения для Азербайджана как в прошлом, так и в настоящем наиболее распространенным является село - кенд (кент). Кенд - это, по определению специалистов-этнографов, совокупность необходимых элементов жизнеобеспечения и памятников материальной культуры, созданных на протяжении многих веков этносом на определенной территории (посевные площади, сады, пастбища, источники воды, общественно-культовые здания, хозяйственные и жилые постройки и т. п.). . Привлекает внимание другое наименование села - шенлик (шенник)3.

Оба - первоначально временное месторасположение родственных групп скотоводческого населения, которое впоследствии превращалось в постоянное поселение. В Азербайджане до сих пор сохранились названия многочисленных поселений, которые образовались таким путем. Например Велиоба, Моллаоба (Масаллинский р-н), Махмудоба (Шахбузский р-н), Ашыгоба (Гусарский р-н) и др.

Бина. В Азербайджане и в настоящее время много населенных пунктов, связанных с этим наименованием. Возникновение поселений типа бина, обусловленное развитием скотоводческого хозяйства, первоначально носило временный (или сезонный) характер (как стоянка для скота). Постепенно оно превращалось в постоянное место жительства. Такие селения, как Гюлюзанбина, Шамбулбина (Балакенский р-н), Бармакбина, Касымбинаси (Кяльбаджарский р-н), Зогалбина, Донбабина (Загатальский р-н) существуют и ныне. Характерным для бина, а также и для других временных поселений являлось то, что они носили название или основателя, или рода (несил), или той местности, откуда они пришли на данное место жительства. В топонимике Азербайджана и ныне сохраняются места, в названиях которых присутствует слово бина. Они являются летними и зимними пастбищами.

Оймак - один из древних видов поселения. Обозначает временное поселение скотоводческого населения. Жителями оймака в основном являлись члены одной группы и рода. Термин "оймак" встречается во многих тюркоязычных источниках. Автор произведения "Гамусы тюркю" Шамсаддин Сами рассматривает оймак как объединение большего количества людей, чем уруг. Он отмечает, что "улус делится на народы, народы на оймаги, оймаги на уруги". В шамахинском диалекте термин "уруг" используется в смысле семья, род, община, племя. Поселения типа оймаг в изучаемый период встречаются сравнительно редко.

Не часты в топонимике Азербайджана и поселения, обозначаемые термином "йурд". Этот термин тюркского происхождения, он встречается в литературе в значении дом, местожительство, земля и т. д.7. Несмотря на такое разнообразие типов поселения, в Азербайджане основным типом поселений следует считать кенд. Типы поселения различались в зависимости от социально-экономической и хозяйственной направленности, деятельности населения. Оба, бина, йурд, сыгырхана, йатаг своим развитием исторически были тесно связаны со скотоводством. В изучаемом периоде в Азербайджане основными формами поселения были следующие скученная (сюда входят и скученно-террасная, кучевая или гнездовая и скученно-квартальная формы), усадебно-разбросанная и уличная.

Скученная форма поселения была характерна для горных и предгорных селений (Большой и Малый Кавказ, Талышская зона). Здесь форма поселения была обусловлена рельефом местности, в этих селениях не было никаких улиц в настоящем понимании этого слова, кварталы были отделены узкими переулками, по которым с трудом могла проехать нагруженная лошадь. Характерными для скученно-террасной формы можно считать селения Хыналык, Гапыт, Кырыз, Чичи (Губинский р-н), Судур (Гусарский р-н) и т.п. Среди этой формы селений встречаются: кучевая-круговая (вокруг выгона, площади, гумна), кучевая-рядовая или линейная (по берегам, в долинах рек).

Усадебно-разбросанная форма поселений была известна в земледельческо-садрводческих зонах страны. В регионе, расположенном на южных склонах Большого Кавказа (начиная с Исмаиллинского до Балакенского р-на), простирающемся более чем на 300 км, населенные пункты занимали большие площади. Д. Шарифов, касаясь части этого региона, в 1925 г. писал: "Усадьба от усадьбы на большом расстоянии. Этим объясняется очень большая площадь, занимаемая селениями. Так, сел. Нидж - длиною 7 верст, сел. Варанли 4,5 версты, сел. Гуткашен 5 верст, сел. Бум 4,5 версты и т.д.".

Такое положение существовало и в других зонах страны. В таких селениях дома утопали в зелени, были окружены со всех сторон фруктовыми садами или пашнями. Селения широко раскинулись по берегам рек или шоссейных дорог (такие селения можно считать одновременно и уличной, и рядовой формой поселений). Усадьбы, расположенные без всякой системы, нередко отстояли одна от другой на расстоянии 150-200 м и больше. Центральное место в селении занимали мечеть или усадьбы крупных земледельцев.

Поселения уличного плана в отдельных регионах имели различные типы. Например, поселения с уличной планировкой в Азербайджане встречались сравнительно реже, чем другие типы, в основном на Абшероне и в низменной зоне страны. Большинство таких поселений размещалось по обе стороны шоссейных дорог (Губа - Баку, Баку - Астара, Баку - Гянджа и др.) или по берегам рек.

 

Народное жилище

Народное жилище - один из основных, наиболее существенных и в то же время чрезвычайно сложных элементов материальной культуры. В каждом отдельном регионе в конкретную историческую эпоху оно имело в Азербайджане свои особенности.

Изучение жилища может пролить свет на многие вопросы этнокультурной истории, социальной жизни, культурно-бытовых особенностей на разных этапах исторического развития азербайджанского народа. Уместно будет напомнить характеристику сущности народного жилища, данную Виолле ле Дюком: "Если мы обратимся к истории, то не найдем - как бы бедна ни была эпоха - ни одной частной постройки, которая не отвечала бы потребностям возведшей ее цивилизации. В античности в Азии, как и на западе, а также на протяжении средних веков жилища действительно представляли собой как бы наружную оболочку нравов, привычек и жизненного уклада их обитателей".

Классификация жилища - это обобщение и систематизация путем выбора определенных признаков из всего многообразия его типов, форм и особенностей. Она необходима для расширения познаний о закономерностях эволюции народного жилища на протяжении всего периода его развития.

Начиная с 30-х гг. XIX в. до наших дней систематизацией кавказского, в том числе азербайджанского жилища, занимались многие ученые . Однако полученные за последние годы научные результаты, а также собранные нами материалы и литературные данные по всем этнографическим зонам Азербайджана дают возможность классифицировать народное жилище более широко и детально, что мы попытаемся сделать, хотя эта классификация не претендует на полноту охвата всех аспектов данного вопроса. Прежде всего необходимо разделить жилища на две группы соответственно социально-экономическим отношениям и культурно-бытовой специфике его создателей: 1) сезонно-переносно-временные и сезонно-не-переносные строения; 2) постоянные строения.

При типовой классификации народного жилища Азербайджана за основу можно взять следующие признаки:

1. Строительный материал: дома из камыша, тростника, из прутьев, досок и поленьев (пасна-дахал, казма, кертме, багдади, чымга); из сырцового или жженного кирпича; каменные, глинобитные (мохрели); комбинированные (камень, кирпич и др.).

2. По формам (или типам) перекрытия: плоские-земляные (ясты-дам, торпагдам), двухскатные (ики чатылы, ики сыртлы, шилверли, яки япыглы), четырехскатные (гайтарма, чахарполь, дорд ямач, дёрд чатылы), рыбий хребет (балыг бели), сводчатые (кюнбезли), аркообразные и т.д.

3. Этажность и положение дома относительно земли: пещеры (естественные и искусственные); землянки, полуземлянки, свайные, одно- или двухэтажные (полутораэтажные).

4. По расположению жилых комнат: однорядные, двухрядные, балаханалы, гуланкердишли (дом с эйваном [балконом]).

5. По плановой структуре жилища - круглые, овальные, квадратные, П-, Т-, Г- образные.

Учитывая сложность учета всех вышеприведенных детерминативных признаков, а также наличие очень большого количества видов и форм жилищ при типологической классификации традиционного народного жилища Азербайджана, мы взяли за основу социально-экономические отношения с учетом исторического фактора, т.е. генезиса происхождения отдельных типов народного жилища.

Летние жилища. Жилище, имеющее круглую или овальную в плане форму, основной особенностью которого являлась разборность и подвижность элементов, было широко распространено у многих народов мира на кочевой или полукочевой стадии развития хозяйства. В Азербайджане такие жилища имели несколько разновидностей и различные локальные наименования: дейе, алачых (алачыг), аг чадыр, колух, рус чадыры, мухуру, гара чадыр, джома, магар и др.

Основными материалами, из которых изготавливался остов или каркас подобного жилья, являлись гибкие грабовые или дубовые жерди, а перекрытием служил войлок, часто орнаментированные кошмы (гэлиб).

Алачыги строились однокамерные, состояли из каркаса, изготовленного из прутьев и покрытого войлоком (кече), они имели только одну входную дверь без окон. Алачыгами как жилищем пользовались и на йайлаге, и на гышлаге. Размеры алачыга были разные. Внутренняя высота варьировала от 2 до 3,5 м. Алачыг снаружи был окружен на расстоянии 30-50 см от основы неглубокой канавой, называемой "гарым" и предназначенной для стока дождевой воды. Остовом алачыга служили жерди (чубуки) с диаметром толстого конца в 3-5 см и длиной от 3 до 5 м, в зависимости от его общих размеров. Каркас алачыга состоял из 25-30 жердей, которые в зависимости от места их крепления назывались "ана чубук", "ганшер чубук", "кеде чубук", "ком чубук". Жерди заостренными толстыми концами втыкали по кругу в землю на небольшом расстоянии одну от другой. Верхние тонкие концы отгибали к центру в виде дуги и закрепляли в таком положении цветным шерстяным кругом и узкой шерстяной перевязью. Этот каркас поддерживался расположенной в центре деревянной подпоркой, называемой "сунача". В некоторых алачыгах с более упругими каркасными чубуками вместо сунача применялась веревка, которая связывала макушечную часть каркаса с вбитым в центральной части пола алачыга колышком. Нижняя часть алачыга примерно на метр в высоту покрывалась камышовыми циновками, а сверху клался войлок. Между двумя жердями устраивали вход, обращенный обычно на юг, который завешивали кошмой или специально сотканным паласом - гапылыг. Для отопления алачыга пользовались открытым очагом или железной печью, либо жаровней (мангал). Возле алачыга строились такой же формы, но меньше размером кладовые, называемые "нэми" (или буджах), предназначенные для хранения молочных продуктов.

В другом, более усовершенствованном виде алачыга - мухру (называемом в Ширване "дюнюклю эв") на верхушке центрального подпорного столба ("сунача") устанавливали специально изготавливаемую деталь, называемую "саганаг" (другие названия - "чембере", "чатма", "тахта", "лобари", "чарх" и т.д.) различной конструкции. Это считается одной из основных отличительных деталей мухру. Остовом мухру служили специально изготовленные из дуба, граба и других твердых и упругих пород дерева жерди-планки. Для большей устойчивости остов алачыга обвязывали широкой шерстяной веревкой - оркен, у богатых - цветными и узорчатыми.

Мухру сооружались состоятельными скотоводами. Их внутреннее убранство соответствовало степени зажиточности хозяина. Мухру бытовали в Азербайджане до 1930 г.

Чадыр (шатер) бытовали двух разновидностей - колух-чадыр и тенефли чадыр. Тенефли чадыр (или аг чадыр) состоит из матерчатого корпуса различной формы, одного центрального столба с саганагом или без него и из нескольких деревянных и железных колышков. Ткань корпуса чадыра изготовлялась из конопли, льна, а также хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Матерчатый корпус чадыра у богатых семей имел подкладку из разноцветных ситцевых и шелковых тканей. Деревянные подпорные столбы чадыров украшались различным орнаментом, в основном растительным или геометрическим. Тенефли чадыр встречались в Азербайджане пирамидообразной и цилиндрической формы с конусным верхом.

Для свадебных торжеств строили так называемый "магар дейе" большого размера. Сезонно-временные жилища были широко распространены в жарких низменных зонах (Губа-Хачмазская, Талыш-Ленкеранская, Гарабаг, Абшерон, Муган, Миль) и отличались большим разнообразием.

Чардаг встречались в жарких низменных зонах страны. Эти жилища использовались как временные укрытия, а также для жилья летом. Их устраивали в садах, огородах и во дворах из лесоматериала; они были различной конструкции. Предназначенные для жилья чардаги имели квадратную форму с плоской или скатной крышей, обычно двухъярусные, редко трехъярусные. Крыша тех чардагов, которые носили временный характер, покрывалась травой, соломой, ветками. Чардаги были известны под наименованиями гонача (Загатальский р-н), алты ачых (Гахскийр-н), лем (Талыш-Ленкеранская зона), талвар, кюлефренги (Абшерон и Губа-Хачмазская зона). Среди чардагов привлекает внимание лэм, широко известный в прошлом в Ленкеранском, Астаринском и Масаллинском районах. Лемы являлись принадлежностью каждого двора. Их строили двухэтажными, квадратными или прямоугольными в плане (первый этаж со всех сторон открытый, высотой от земли 1 или 1,5 м). Их возводили на четырех столбах или кирпичных опорах. Они служили людям в течение жарких летних месяцев для ночлега, отдыха и выполнения домашних работ. Лемы находились на высоте 4-5 м от уровня земли, на второй этаж вела деревянная лестница. Стены верхнего этажа часто обшивались циновками (хэсир). Крыша лема - четырехскатная, для перекрытия использовали рисовую солому, осоку (лыг) и доски; с конца XIX в. черепицу, а деревянные столбы начали заменять стойками из обыкновенного кирпича. В районах, где было развито чалтыководство, требовавшее многочисленных водоемов, была постоянная сырость, мошкара и комары. Поэтому, пользуясь лемами, местное население как бы спасало себя от этих неблагоприятных природных факторов.

Дашгура (гуч или аман еви) - временное жилище из необработанных глыб камней, с сухой кладкой для укрытия от непогоды в горах. Встречалось в горных и предгорных, а также в ряде низменных регионов, богатых камнем. Оно являлось как бы постоянным жилищем, используемым каждым летом пастухами. Кроме того, им пользовались охотники, путники и другие люди, случайно попавшие в горы. Дашгура были наземные, с глухими стенами, по конструкции четырехугольные, но однокамерные. В Шеки-Загатальской зоне их именуют "аман еви" (букв, «дом спасения», «убежище»).

Другим видом временного сезонного жилища является казма, встречающееся у азербайджанцев Куба-Хачмазской зоны. Это плетеное, с плоской земляной крышей летнее жилище, устраиваемое во фруктовых садах для жилья на период сушки фруктов в тендирах. Такое жилище использовалось весь летний сезон до октября, а затем его покидали до следующего сезона. Перед такими помещениями в длину строился навес с расчетом, чтобы под ним могли поместиться 3 или 4 больших тендира для сушки фруктов.

Зимнее постоянное жилище. Здесь в первую очередь следует отметить наиболее древние его формы. Как известно, одним из древнейших типов человеческого жилища являются естественные, а позднее искусственные пещеры.

В жилом строительстве многих горных и ряда низменных районов Азербайджана до революции был широко распространен тип жилья, получивший наименование гарадам. Гарадам - один из древнейших и наиболее распространенных типов жилища народов Закавказья.

В прошлом в Азербайджане бытовали различные названия данного типа жилища: бешик дам, ой дамы, дам, йер дамы, чардаглы дам, тара эв, гыш эви и др. В научной литературе в Азербайджане принято название гарадам, в Грузии дарбази, в Армении глхатун (или тун), у осетин - эрдояни сакли. Область распространения гарадама в дореволюционном Азербайджане была весьма обширна - нынешние Кяльбаджарский, Лачинский, Дашкесанский, Гядабейский, Газахский, Джебраильский, Товузский, Губатлинский, Зангиланский, Бардинский районы и Нахчыван. Этот тип жилища продолжал существовать в Азербайджане (особенно в нагорной части) до 60-х годов XX в.

На основе литературных данных и этнографических материалов, собранных в 1956-1958, 1961-1965 гг. в регионах распространения этих жилищ, можно утверждать, что гарадамы встречались трех типов: 1) подземные, целиком вырытые в земле; 2) полуподземные, три стены которых находились в грунте, а фасадная на поверхности; 3) гарадамы, целиком находящиеся на поверхности земли с балконом (эйваном).

Характерной особенностью гарадамов была своеобразная конструкция перекрытия. Перекрытие гарадама представляло собой своеобразный деревянный сужающийся кверху ступенчатый свод, опиравшийся на четыре мощных деревянных столба, пристроенных или врытых в землю на некотором расстоянии от стен. Свод делали из бревен, образовывавших в плане ряд уложенных один на другой квадратов. Поверх первого, основного квадрата из наиболее толстых бревен укладывались следующие квадраты из постепенно укорачивающихся бревен, образуя таким образом своеобразный ступенчатый свод. Вверху оставлялось небольшое квадратное отверстие, служившее для освещения обычно квадратного в плане помещения гарадама и для выхода дыма из очага. На этой основе перекрытия укладывался сплошной настил из тесаных бревен. Бревенчатый настил покрывался слоем мелких ветвей, поверх которых шел толстый слой соломы, а затем плотный слой утрамбованной земли.

Подземные гарадамы уходили довольно глубоко в землю. Вход в них представлял собой крытый узкий наклонный коридор с небольшим наружным навесом, обращенным на юг или восток. Снаружи гарадам напоминал небольшой земляной курган.

В гарадамах полуподземного типа стены, особенно фасадные, возводились из грубо сколотого камня. В одной из стен, обычно обращенной на юг или восток, оставляли небольшой проем для двери.

Конструктивные особенности гарадама повлияли и на интерьер этого жилища. Во всех гарадамах полы были земляными, утрамбованными. Они покрывались безворсовыми коврами, в более зажиточных семьях под ковры стелили рогожи (хэсир). К одной из стен ставили большую (широкую) тахту (чарпаи), где ночью спали члены семьи. Днем на эту тахту складывали домашний скарб - постельные принадлежности и прочие мягкие вещи. К одной из боковых сторон (к стене) пристраивали (на высоте одного метра или чуть выше) широкую лавку на кольях. Сюда складывали неиспользуемые каждый день домашние вещи, например мафраш с постельными принадлежностями для гостей, домашнюю утварь, продукты (мотал, мешки с зерном, мукой и проч.). Под лавкой помещали повседневную посуду и другие предметы (медные, глиняные, каменные и проч.).

Во всех гарадамах в центре помещения устраивали очаг под свето-дымовым отверстием. В некоторых более поздних разновидностях отоплением служил камин (бухары). Определенного места для бухары не существовало, его ставили у центральной стены или в одном из углов жилища. Кроме того, в некоторых гарадамах источником обогрева, а также для хлебопечения служил тендир, находившийся под отверстием в крыше. Это отверстие на ночь и в дождливую погоду закрывали доской или плоским камнем. Существовали гарадамы с овальной и плоской крышей, с двумя или тремя отверстиями в крыше. В некоторых гарадамах, построенных в начале XX в., встречались ниши разных размеров.

Кертме эв (срубное жилище) было широко распространено в лесных зонах Азербайджана (Малый Кавказ, Шеки-Загатальская, Губа-Хачмазская, Та-лыш-Ленкеранская). Во многих селениях этих зон до недавнего времени кертме эв в жилищном фонде занимал основное место. Его строили на каменном или кирпичном фундаменте или же на брусьях (пайа). Стены слагались из бревен и полубревен или досок, которые скрепляли срубами на концах досок, лежащих в горизонтальном положении; полы были земляные. Стены в некоторых случаях оштукатуривались с обеих сторон. Кертме эв строился с плоской кровлей, был четырехугольным в плане. Он получил свое название по характеру обработки и способу крепления бревен. Термин "кертме" в смысловом отношении как нельзя точно характеризует способ и технику сооружения срубного жилища. На йайлаге его использовали как летнее жилье, а в зимовках - как саманник и как жилище.

Джымга эв (разновидность каркасного или турличного дома). Наземное (или на сваях) обычно однокамерное, прямоугольное в плане жилое помещение, с плоской или слегка приподнятой посередине крышей (двух- или четырехскатной). Материалом служили грубо отесанные бревна и тесины - джымга, слегка вытесанные топором доски из расколотых по продольной линии бревен. По сторонам намеченного под жилье прямоугольного участка вкапывали на расстоянии одного метра друг от друга столбы высотой 2,5-3 м. На расстоянии 20-30 см от них ставили еще ряд параллельно идущих с ними столбов, на которые для скрепления их верхних концов клали и закрепляли толстые брусья (перекладины) обычно круглого сечения. Столбы, расставленные по периметру, служили и опорой, поддерживающей перекрытие. Пространство между внутренними и наружными столбами после того как их обшивали джымгой (рейками) тесными рядами, плотно заполняли грязью, смешанной с саманом.

Чыг эв - жилище, сходное по типу с джымга эв. Оно бытовало в лесных и прилесных зонах Азербайджана. Строили эти жилища на каменном или кирпичном фундаменте высотой приблизительно 30-50 см. Стены делали из деревянных планок (чыг), которые с обеих сторон набивали на пристенные столбы, пространство между планками заполняли глиной, смешанной с соломой. Полы были земляные, крыши чердачные или плоские.

Одним из простых и широко распространенных типов жилища в дореволюционном Азербайджане было плетеное жилище с различными локальными названиями (чубуг харма, чепере эв, читеме - Шеки-Загатальская зона; чубуг эв, дарбэнд -Губа-Хачмазская зона; човстан, чувстан - Нахчыван, Гарабаг, Южный Азербайджан). Мы в настоящей книге используем термин чубуг эв как наиболее подходящий для данного типа жилища. В этнографической литературе он известен как турлучное жилище (турлучная хата).

В лесной зоне такое жилище сооружалось из прутьев, ветвей; в речных долинах, в низменной зоне, где имеется в изобилии камыш, его строили из камышовых стеблей. Жилище в плане было прямоугольным или круглой формы, преимущественно одноэтажным, наземным или на сваях.

Крыши в основном были двухскатные, чердачные, покрытые прутьями, камышовыми пучками или же дощечками. Встречались дома с плоским земляным покрытием. Стены чубуг эв с внешней и внутренней стороны оштукатуривались глиняным раствором, смешанным с рубленой соломой (сувахом).

Разновидностью чубуг эв является т. н. гомгамыш эв,распространенный на отдельных участках Мугани. Этнографическими наблюдениями он зафиксирован в нынешних Сабирабадском и Саатлинском районах. Его строили из камышовых связок, скрепленных прутьями или лыком, дикой лозой, коноплей и другими материалами. Для устойчивости камышовых связок на них, на расстояний 50-60 см, горизонтально укладывали планки, которые были прибиты к стенным столбам. Стены гомгамыша, как и других турлучных жилищ, штукатурились с обеих сторон глиняным раствором, перемешанным с саманом.

Гомгамыши строили в основном одноэтажные, но на искусственных опорах (дирек, пайа) различной высоты (от 30 до 80 см) для защиты от сырости. Перекрытия были двухскатные, из камышовых настилов с земляным покрытием. Встречались дома с несколькими камерами (жилыми комнатами), с верандой или крыльцом. Как и в других типах постоянных жилищ, возведенных из материалов растительного происхождения, в гомгамыше нельзя было устраивать ниши, кроме камина (камин складывали из кирпичей). Вероятно, гомгамыш является развитой формой чубуг эв.

В нагорной части Гарабага и на Абшероне, согласно этнографическим данным, зафиксированы дома со сводчатым перекрытием -тагбэнд. В 30-х годах этнографической экспедицией в Карягинском (ныне Физулинский) районе (сел. Кочахмедлы, Халавша, Арыш, Каргабазар и др.) зафиксирован тагбзнд как один из широко распространенных типов жилища. Эти настройки имели дверь и окно; они сооружались из обтесанного камня, имели каменное перекрытие полуцилиндрической или куполообразной формы. В стенах таких жилищ устраивались различные ниши, камин. По словам информаторов, развитие этого вида домов было обусловлено изобилием камня в данной местности при отсутствии лесов. Информаторы также сообщили, что толстые каменные стены этих домов защищали от холода (в Гарабаге) и от сильных ветров (на Абшероне).

С конца XIX в. над жилищем тагбэнд начали строить второй этаж для жилья, а первый этаж стали использовать в качестве конюшни. Во время этнографических поездок, совершенных нами по Абшерону в 1961-1965 гг., обнаруженные тагбэнды использовались для размещения крупного рогатого скота и лошадей.

Помимо вышеперечисленных древних народных жилищ в прошлом бытовали еще и такие своеобразные их типы, как тевле секи, чим эв, ширвани (или сальяни), дахал, дирекбары, балахана, багдади, гала ев и проч.

Несмотря на широкое распространение вышеперечисленных древних типов жилищ, основную часть жилищного фонда в дореволюционном Азербайджане составляли наземные одно-, двух- или многокамерные, одно - или двухэтажные, Г-, П- образные и однорядного плана жилища, имевшие различные локальные наименования - имарет, аг отаг, ишыглы отаг, тезе эв и т.д. Жилища данного типа отличались более совершенной строительной техникой и архитектурой. Они имели различную конструкцию в зависимости от рельефа местности и строительного материала, а также природно-климатических условий. Особое внимание при строительстве этих жилищ придавалось ориентации по сторонам света, а в некоторых регионах (Абшерон, равнинная зона) в зависимости от направления господствующих ветров. При наличии крутизны рельефа дом с фасадной стороны был двухэтажным, а задняя сторона оставалась одноэтажной. Кроме того, отличительной чертой этих домов являлось наличие световых проемов. В дальнейшем при характеристике подобных домов мы будем пользоваться термином "аг отаг", более точно отражающим характер этого жилища.

Характеристика жилого комплекса (аг отаг). Назначение жилых комнат было связано с существующими социально-экономическими отношениями. В двухэтажных домах второй этаж отводился для жилья, а первый использовался для хозяйственных нужд (хлев, конюшня, помещение для хранения продуктов и сельскохозяйственных орудий труда). Сообщение между этажами осуществлялось несколькими способами, в основном посредством лестниц различной конструкции. Для сельского жилищного фонда дореволюционного Азербайджана трехэтажные дома не были характерны. Их можно было встретить в городах и крупных населенных пунктах, причем лишь со второй половины XIX в. В целом преобладали одно- и двухэтажные дома, хотя автор хроники "Аджаиб ад-дунйа" сообщает о бытовании в XIII в. в Нахчыване трех- и четырехэтажных домов из обожженного кирпича, стены которых с обеих сторон были оштукатурены алебастром. В силу исторически сложившихся традиций самые старые дома, как правило, выходили на улицу глухой стеной, а фасадная сторона была обращена во двор. Лишь со второй половины XIX в. постепенно начали оформлять фасады домов окнами на улицу, появились уличные крытые деревянные балконы.

Многокамерные дома "аг отаг" состояли из жилых комнат (йашайыш эви),комнаты для гостей (гонаг отагы), подсобного помещения, объединенных в единый блок. В этом отношении характерны жилые комплексы на Абшероне, где в одном блоке были объединены жилая комната, комната для гостей, кухня, хлев. В Нахчыванском крае жилые комнаты по своему назначению подразделялись на бёюк эв (большая комната), ашпазхана, гевхана, тенеби, чорек эви (или чорекдамы) - помещение для хранения хлеба (лаваша) и других видов продуктов, одундамы (помещение для дров), тендирхана (помещение для тендира). В жилищном строительстве в изучаемом периоде существовали социальные различия: дома более состоятельных людей отличались многокамерностью, этажностью, наличием окон, балконов. Для украшения таких домов применялась резьба по дереву. Особое внимание обращали на оформление комнаты для гостей. Как правило, для нее выбирали такую комнату, которая была изолирована от других помещений.

Одним из обязательных элементов народного жилища являлся терраса-эйван (артырма, сындырма, сейван), иногда занимавшая фасад жилища по всей его длине. Эйваны устраивали как на верхнем, так и на первом этажах домов; обычно эйваны на первом этаже по бокам не закрывали; ширина эйванов была различной - она колебалась от 2 до 3 м. На втором этаже перекрытием для эйвана служила выступающая вперед крыша дома. Наряду с эйваном во многих домах сооружали и балкон. Балконы поддерживались деревянными или каменными опорами, либо стояли на вынесенных консолях. Эти консоли под балконами имели вынос на 2-2,5 м. Эйваны служили для хозяйственно-бытовых нужд (хранение продуктов и мелких домашних предметов); здесь устраивали камин, где хозяйка летом выпекала на садже ежедневный хлеб, варила пищу и т. п. По желанию хозяина эйван мог быть закрытым с одной или с обеих сторон. .Формы крыши в зависимости от стройматериала и особенностей региона были разнообразны: плоские земляные (йасты дам), двухскатные, четырехскатные, сводчатые, аркообразные, трехскатные.

Плоские крыши покрывались слоем обыкновенной земли (торпаг дам), что в основном имело место в прошлом. Для того, чтобы на крыше не проросла трава, в некоторых местностях землю смешивали с солью. Для утрамбовки таких крыш (чтобы предотвратить протекание дождевой воды в жилище) существовали специальные ручные орудия (дам дойэн, киркина, гэлмэчо, бункуф).

На Абшероне наличие Кировых отложений позволяло заливать плоские крыши киром. На плоских крышах для свободного стока дождевой воды с угловых сторон устраивали деревянные (повсеместно) или каменные (Абшерон) водосливы (новалча) с выносом на 30-40 см. Плоские крыши использовались для ночлега в летние жаркие дни, а также для сушки фруктов и т. п.

Чердачные крыши имели свои разновидности. Так, например в Шеки-Загатальском регионе скаты крыш отличались высокой крутизной. В результате этого под чердаком двухскатных крыш в Шеки-Загатальской зоне (в частности в нынешнем Габалинском, Огузском, Шекинском районах) образовывалось значительное пространство, которое использовалось для откормки шелковичных червей, хранения продуктов и мелкого инвентаря, сушки фруктов и т. п. Это достигалось путем поднятия ската на боковых специальных подпорках высотой до 1 м - деревянных, каменных или кирпичных.

В Муганской и Талыш-Ленкеранской зоне преобладали четырехскатные крыши, скат которых с северо-западной стороны опускали почти до уровня земли для предохранения стены дома от сырости (дождя). Это пространство использовали для хранения запаса дров и других надобностей.

Кроме того, в Азербайджане были распространены и пологие (маилли, эйдемли) скатные крыши, для покрытия которых использовали различные стройматериалы: осоку (лыг), камыш, дощечки, солому, тростник, черепицу и железные листы.

Внутреннее убранство. Характерной чертой интерьера жилища (сельского и городского) во всех регионах Азербайджана было наличие полок (леме, реф, зех), различных ниш (тахча, чемоходан, йук йери) и каминов (бухары, очаг).

Одним из обязательных элементов азербайджанского народного жилища были ниши разного размера. Ниши большие (йук йери, бархана) были предназначены для складывания постельных принадлежностей; среднего размера (джамоходан) -для хранения мюджри (маленький сундучок с замком для хранения денег и мелких предметов пользования) и одежды в свертках (баглама); мелкие (тахча, тагича) - для свечей, ламп, светильников и других мелких предметов, количество ниш колебалось от 2 до 8 и более в зависимости от размера комнаты и желания хозяина. Большие и средние ниши закрывались занавесками, в богатых семьях дорогими - украшенными блестками, бисером, тамбурной вышивкой, тирмой, бархатом и т.п. Верхняя часть этих занавесок украшалась разноцветной узкой полоской с бахромой - пэрдэ усту (букв. «верх для занавески»), гердек. Кроме того, средние ниши украшались золотошвейной вышивкой - зерендаз, а под мюджри клали другую вышивку - зирендез.

Другим важным элементом внутреннего убранства являлись полки (реф, леме, таг, зех). Они бытовали двух типов: в виде уступа, что достигалось путем утолщения верхней части стены, и в виде узкой полочки типа карниза. Реф устраивали по всему периметру комнаты (чаще на двух стенках), на определенной высоте над окнами и дверьми. На реф клали декорированную посуду, игравшую роль украшения интерьера жилища. В некоторых случаях стены над полками украшались утопленными филенками в виде арочек различного рисунка. Этот способ был особенно распространен в жилых домах Шуши, Шеки, Ордубада, Баку и др.

Большое внимание уделялось оформлению каминов. Д. Шарифов так описывает камин Нухинского уезда: "Характерной чертой каждого камина является верхняя защитная выступающая часть в виде (в основе своей) рассеченного шлема, или очень частого на старинных мусульманских кладбищах ХV-ХVI столетия шестиугольного купола надгробных сооружений (кюмбяз). По краям камина у стены края этого выступающего, сказали бы мы, - "щита" (верхней части топочного отверстия) опущены в виде красивых драпировок" .

Обычно отопительную часть (очагын ичи) в каминах, которые находились в общественной комнате, делали широкой, чтобы в камин мог бы поместиться казан (кастрюля) среднего размера или садж (чугунный диск) для выпечки тоненьких круглых хлебов (лаваш). В таких каминах готовили повседневную пищу, около них грелись члены семьи и пр. На ночь огонь в камине не тушили, головешки, собрав в кучу, покрывали пеплом, а на следующий день, раздувая головешки, разжигали камин. Для камина предпочитали употреблять в основном сухие дубовые дрова и другие виды крепких деревьев, т.к. они хорошо и долго горели, на их углях можно было быстрее вскипятить самовар. По данным исследователя, посетившего Нухинский уезд в 1925 г., камин отделялся от стены двумя колонками из гипса. Эти колонки соединялись в верхней части камина бордюром в форме арки из трех дуг, опирающихся на дуги, повернутые в обратную сторону. Такие камины с незначительными изменениями орнамента и объема были характерны для этого региона, причем как для города Шеки, так и для сельской местности этого региона.

Во многих регионах, в частности в горных селениях Шамахинского, Губинского, Бакинского уезда, в Гобустане, в зоне Малого Кавказа и других местностях, где отсутствовал лесоматериал, основным средством отопления были сухие кизяки (тезек, герме). Обычно к зиме заготавливали необходимое количество кизяков, для чего зимой навоз (пейин, пуш) складывали слоями (лай), а весной разрезали на мелкие четырехугольной или овальной формы кирпичи и сушили.

Затем их складывали во дворе в виде пирамиды. По сравнению с кизяком из навоза крупного рогатого скота кизяк из овечьего навоза считался более качественным, т.к. он лучше горел (в Гобустане его называли гырма). Размещение очага в середине жилого помещения (особенно в гарадамах, землянках и горных жилищах) было связано с внутренней планировкой жилища и нахождением светодымового отверстия (баджа) посреди крыши. Кроме того, такое расположение очага было обусловлено широким распространением в прошлом больших семей и большого объема жилищ. Очаг в них выполнял функции как отопительной системы, так и служил для освещения комнаты. Он считался святыней, символом семьи, жилища, рода. Самым сильным и страшным проклятием было: "Чтобы твой очаг потух".

С распадом семейной общины и уменьшением размера жилища очаг переносят к стене - пристенный камин с дымоходом внутри стены (закрытый). Постоянного местоположения у камина не было: его делали у одной из стен (у лицевой стороны, задней продольной стены, у внешней боковой стены, в одном из углов комнаты).

В прошлом жилые комнаты в холодные дни года отапливались различными способами. Один из способов связан с использованием кюрси - низкой квадратной формы табуретки. В некоторых зонах ее ставили над тендиром гарадамах), над мангалом (Ширван, Абшерон и др.), над ямой квадратной формы, вырытой в центре жилой комнаты (Нахчыван). Кюрси сверху покрывалось одеялом (мангал или кюрси йорганы) или паласом. Вот что пишет по этому поводу М.М.Эфендизаде: "В целях экономии топлива тендир топится только раз в сутки - утром, после того как сгорит весь кизяк в тендире, над последним устанавливают род низкой деревянной тахты "кюрси", и все члены семьи собираются около тендира, всовывают ноги под тахту и укрывают последнюю одеялом. Этой системой отопления комнатный воздух совершенно не нагревался" . Использование кюрси в Азербайджане продолжалось до второй мировой войны.

В более состоятельных городских и некоторых сельских домах довольно часто встречались стенная роспись с хорошим подбором красок и интересным содержанием. В большинстве городских домов (Шуша,Шеки, Ордубад, Гянджа и др.) встречались "шебеке" - большие оконные решетки, занимающие одну из стен комнаты или веранды. Такие шебеке были характерны и для других стран Востока и состояли из мелких разноцветных стекол. Изготовление этих решеток требовало высокого мастерства и умения.

Своеобразным элементом убранства жилых домов в некоторых регионах (Абшерон, Ширван, Шеки, Шуша и др.) являлась специальная ниша (по росту человека) для купанья и омовения - суахан (обра - Абшерон; овэрэ - Ширван; бучаг, кунч - Баскал, Лагич). На стене суахан устраивали нишу для таза, мыла и других купальных принадлежностей. Пол суахан выстилали плоскими камнями. Каменный водослив отсюда выходил прямо на улицу. Обычно суахан устраивали на первом этаже двухэтажного дома.

Говоря о внутреннем убранстве, следует отметить, что жилая комната разделялась на головную часть (йухары баш), нижнюю часть (ашагы баш), порог (кандар, астана, айахлык, чыхачаг), среднюю часть (евин ортасы) и т.п. В головной части помещались камин, тахта, в средней - яма для мангала, очаг или тендир; у порога было место для снятой обуви, там стелили кусок паласа (нимдер, миндер).

Важную роль играло освещение жилища. В прошлом первым искусственным источником света в жилище был горящий костер, затем факелы и лучины. В некоторых регионах применяли ветки дуба, кору дикой вишни, черешни, калину и т. п. Позже появились масляные лампы (чыраг-коптилка) с тряпочным фитилем. Из узкого носика чырага высовывался один конец фитиля, а другой был погружен в растительное масло, нефть или мазут. С конца XIX в. появились керосиновые лампы различных моделей (онлуг, отузлуг и др.). Для дореволюционного народного жилища Азербайджана были характерны земляные поды, хотя со второй половины XIX в. в жилищах у некоторых состоятельных крестьян уже появились полы, покрытые досками или красным кирпичом. Повсюду полы застилали коврами (ворсовыми и безворсовыми) в зависимости от зажиточности владельца.

Внутреннее убранство народных жилищ дореволюционного Азербайджана было очень разнообразным и красочным. Каждый предмет здесь имел свое место, были налицо все условия для нормального отдыха.

Начиная со второй половины XIX в. в связи с развитием товарно-денежных отношений усилилось расслоение среди азербайджанского крестьянства, что существенно отразилось на всех сферах традиционного народного быта. Богатые и зажиточные крестьяне начали строить дома нового типа, сравнительно широкие (просторные), высокие с большим количеством окон, с двухскатным перекрытием (на стропилах) и дымоходом. Все это привело к известной перестройке и реконструкции жилого фонда в сельской местности, что способствовало большему удобству народного жилища.

Усадьба (мулк, маликане). С точки зрения нашего исследования, усадьба в узком смысле - это место расположения двора, дома и других хозяйственных построек, необходимых для жизнеобеспечения семьи. Усадьба в сельской местности - это земельный участок, на котором располагались жилище, хозяйственные постройки, огород и небольшой сад. Структура усадьбы изменялась в зависимости от зажиточности хозяина, характера и типа хозяйства. Усадьба составляла единый хозяйственный и жилищный комплекс, характер и планировка которого соответствовали топографическим условиям местности.

Основываясь на этнографических материалах, усадьбу в азербайджанском дореволюционном селе можно разделить на несколько частей: жилой, хозяйственно-бытовой и "зеленый" секторы. В последнем секторе находился участок, гдевыращивали огородно-бахчевые культуры, фруктовые деревья.. Усадьба обносилась изгородями различных типов: каменный или кирпичный (жженный или сырцовый) заборы, плетень различной конструкции (горизонтальный, вертикальный). В лесных районах были распространены заборы - дарава. Часто на одной усадьбе можно были встретить разные виды оград. Со стороны улицы изгородь обычно заканчивалась воротами "ала гапы" или калиткой. Порядок расположения хозяйственных построек относительно дома был различным. В этнографической литературе для обозначения типов застройки усадьбы существовали различные наименования (замкнутая, слитная, свободная и пр.) В Азербайджане широкое распространение имела свободная застройка, где постройки свободно располагались на участке, обнесенном забором.

 В Азербайджане существовали различные локальные наименования оград (заборов) в зависимости от стройматериала: чэпэрэ (из хвороста, держи-дерева), чепер (забор-плетень; Мугань, Сальяны), сындырма чэпэр (из камыша), чалчах (из досок), тапан (высокий забор, забор между участками усадьбы), мехрэ (из глинобита), дарава ( из досок - в Западной зоне), гара (из камня - в Западной зоне), хорма чепер (плетеная ограда), басма чепер, чилчат чепер, пайалы чепер (ограда из брусьев), дик чепер (вертикальная ограда), бары и т.п.

Привлекают внимание старинные усадьбы Шеки-Загатальской зоны, а также Габалинского, Огузского и Исмаиллинского районов. В этом регионе усадебный участок был со всех сторон обнесен каменной или построенной из сырцового кирпича стеной (эти стены защищались от дождя и снега черепичной кровлей). Встречаются и ограды из кольев. Внутрь усадьбы ведут высокие двухстворчатые ворота с калиткой под черепичной крышей. Жилой дом хозяина находился посреди усадьбы, в тени фруктовых деревьев. Встречались в Азербайджане и закрытые дворы (на Абшероне и др. регионах). Дома здесь со всех сторон обносились каменным забором (вернее, стеной), дом глухой стороной был обращен на улицу, а фасадной частью, как правило, - во двор. Замкнутость двора была связана двумя обстоятельствами: с одной стороны, тем, что двор в летние жаркие дни служил местом выполнения домашних работ и отдыха в тени деревьев, у водоема (ховуз); с другой стороны, традиционной спецификой домашне-семейного быта, где женщинам не разрешалось показываться чужим. Двор, особенно его жилой сектор, содержался в идеальной чистоте, для чего использовали специальный дворовый веник из чубуков (прутьев) граба (чылгы).

LEGAL DISCLAIMER: BakuPages.com is not responsible for content of this page. BakuPages.com can make no representation concerning the content of these sites, nor does their listing serve as an endorsement by BakuPages.com.
Other products and companies referred to herein are trademarks or registered trademarks of their respective companies or mark holders