руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
13 нояб.
07:31
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Информация
вторник, август 31, 2010

великий суфий

aвтор: usta ®
 

Kaspiy.az:: Культура

Великий суфии из Ширвана
08-28 06:00

Первое издание трактата Сеида Яхьи Бакуви

В издательстве «Elm» вышла в свет книга доктора Мехмета Рыхтыма «Сеид Яхья аш-Ширвани ал-Бакуви. «Шафа ал-асрар» («Секреты суфизма»), в которой повествуется не только о жизни и творчестве великого суфия, но и об истории суфизма в целом.
 

ПАША АЛИОГЛУ

Уже в 18-м году мусульманского летоисчисления, в 639 году азербайджанцы познакомились с исламом. Ислам стал отправной точкой развития в Азербайджане всех областей общественно-культурной жизни. Суфийское течение, созданное на основе исламской религии, способствовало распространению ислама во многих регионах планеты. На разных этапах истории из Тебриза, Ардебила, Барды, Гянджи, Шамахы, Баку, Дербента, Тифлиса, Иревана, Габалы и других городов нашей исторической родины вышли великие ученые, писатели, поэты суфийско-пантеистического мировоззрения. Суфизм придал большую глубину и широту тюрко-исламскому мировоззрению.
Наряду с Туркестаном-Хорасаном в развитии тюркской суфийской философии большую роль сыграли и азербайджанские суфии. С IX-X вв. в Азербайджане начали широко распространяться суфийские течения. Суфизм во многом воздействовал на историю, культуру, литературу, философию, искусство, архитектуру, фольклор Азербайджана. Поэтому изучение суфийской философии в нашей стране имеет большое значение.
Труд великого азербайджанского ученого XV века Сеида Яхьи аш-Ширвани ал-Бакуви «Шафа ал-асрар» («Секреты суфизма») является одним из наиболее ярких примеров азербайджанского суфизма. Этот один из первых суфийских прозаических произведений, написанных на азербайджанско-тюркском языке, представляет большой интерес как с тематической, так и с языковой точки зрения. В книге много интересных сведений о суфийском течении халватиййа. «Шафа ал-асрар» Бакуви, написанный 550 лет тому назад, как и многие другие произведения автора был утерян. Мехмет Рыхтым обнаружил в стамбульской библиотеке Сулейманиййе чудом уцелевшую рукопись этого произведения. Список был переписан одним из турецких мюридов (учеников, последователей) философа, который по возвращении на родину взял эту книгу с собой. Благодаря этой ценной находке ученый впервые смог наиболее полно изучить мировоззрение Бакуви. Предлагая текст этого труда широкому читателю, М.Рыхтым решил упростить язык произведения.
В первой части книги автор приводит сведения о смысле, развитии суфизма в Азербайджане, о таких течениях, как сухравердиййа, абхариййа, захириййа, халватиййа, ровшаниййа, гюльшаниййа, сафавиййа, ясавиййа, нагшбандиййа, о жизни и произведениях Сеида Яхьи Бакуви.
Сеид Яхья родился в конце XIV века в Шамахы. Его полное имя ас-Сейид Джамалледин Яхья ибн ас-Сейид Бахаеддин аш-Ширвани ал-Бакуви. В разных источниках он в основном упоминается как «Ширвани» или «Бакуви». Великий суфий свое образование закончил в Шамахы. Большую и наиболее плодотворную часть своей жизни он прожил в Баку. Благодаря сорокалетней деятельности и своим мюридам слава его широко распространилась в исламском мире.
Отец великого суфия происходил из рода имама Мусы Кязыма. Служил он во дворце ширваншахов. Источники свидетельствуют, что Сеид Яхья был человеком довольно представительным и умным. Свои произведения он написал на арабском, персидском и азербайджанско-тюркском языках. В XV веке г.Шамахы считался центром суфийского тариката халватиййа. Яхья был мюридом известного суфия Шейха Садраддина. После смерти своего муршида (наставника) Яхья в 1420 году переезжает в Баку и создает здесь первый ханегях (пристанище) суфиев халватиййа. Правитель государства ширваншахов Халилуллах высокого ценил Сеида Яхью. Шах содействовал строительству для него ханегяха, а после смерти суфия приказал возвести на месте его захоронения мавзолей и мечеть.
На протяжении всей своей жизни суфийский философ воспитывал новые поколения мюридов, преподавал этическо-философские дисциплины, писал свои произведения. Он был аскетом, долгие дни и ночи без воды и еды проводил в молитвах. Некоторые источники утверждают, что в последние шесть месяцев своей жизни он перестал есть. Сеид Яхья умер в 1465 году в Баку. Могила его находится в комплексе Дворца ширваншахов.
Привлекает внимание многочисленность его научных трудов. Свои поэтические произведения он писал на персидском языке, в стихах использовал псевдоним «Сеид». В поэмах и газелях Сеида Яхьи мы видим влияние Мансура Халладжа, Низами, Насими, Фаридаддина Аттара, Мовланы Джалаледдина Руми. Большинство рукописей его произведений сегодня хранятся в библиотеках Турции, что говорит о многочисленности его турецких мюридов.
В поэме Бакуви «Баянул-элм» («Разъяснение науки») состоящей из 550 бейтов (двустиший), восхваляются пророк Мухаммед, первые четыре халифа, дается ряд религиозных и суфийских наставлений. В его поэме «Атварул-галб» («Состояния души»), состоящей из 772 бейтов, дается ответ на вопрос «Что такое душа?». Здесь говорится о значении понятия души в суфизме. Поэму «Гиссеи-Мансур» («Повествование о Мансуре») автор посвятил великому суфию-мученику Мансуру Халладжу.
В поэме из 1797 бейтов «Маназилул-ашигин» («Переходы влюбленных») автор повествует о долгих и трудных поисках суфия на пути к воссоединению с Создателем. В «Рамизул-ишарат» («Знаки символов») приводятся ответы на интересующие ширваншаха Халилуллаха вопросы о сущности суфизма. В «Шархи-суалати-Гюльшани-асрар» («Разъяснения вопросов гюльшани-асрар») автор комментирует философский труд великого азербайджанского суфия Шейха Махмуда Шабустари.
«Шафа ал-асрар» («Секреты суфизма») – один важнейших трудов Бакуви. М.Рыхтым вместе с упрощенным текстом произведения дает комментарий к нему, словарь суфийских терминов, подробно описывает рукописи трактата. Исследователь смог объективно оценить значение этого трактата в суфийской литературе. Текст произведения, приведенный с подробными комментариями, дает возможность исследователям всесторонне изучить наследие великого азербайджанского философа.
Редакторы издания – доктор философских наук Зумруд Гулузаде, доктор филологических наук Азада Мусаева.
 

 

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.