руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
13 нояб.
06:45
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Информация
воскресенье, май 1, 2011

Пещера Азых

aвтор: usta ®
5

Азербайджан. Гадрутский район. Село Азых. Пещера Азых

(400x531, 45Kb)
Азербайджан — один из древнейших очагов цивилизации, страна с богатой историей. На его территории находятся многочисленные древние пещерные стоянки первобытных людей, относящиеся к эпохе палеолита: Дашсалахлы, Дамджылы, пещеры Шушагала, Килитэ Дашгала, Азых и Таглар. Среди них — пещера Азых, расположенная вблизи города Физули, в южной части исторической области Карабах, занимающая по научной значимости особое место в мировой археологии и известная уникальными открытиями.
Палеонтологическая стоянка в пещере Азых была обнаружена в 1960 году видным азербайджанским археологом Мамедали Гусейновым. Во время исследований в Азыхской пещере найдена нижняя челюсть человека пренеандертальца — азыхантропа. Это было выдающееся научное открытие, так как в истории мировой археологии подобного рода находка являлась пятой по счету. Она имеет очень большое сходство с палеонтропологическими находками со стоянки Тотавель на юге Франции. Это обстоятельство позволило антропологам впервые сделать вывод о существовании обширной области обитания пренеандертальцев на территории Европы.
Отметим, что в прошлом в исторической литературе практически не упоминалось о том, что еще в каменном веке на территории современного Азербайджана жили люди.
Азыхская пещера, расположенная на левом берегу реки Гуручай, находится на высоте 900 метров над уровнем моря, с севера и юга ее окружает густой лес. Первобытный человек поселился в Азыхской пещере около 400 тысяч лет тому назад. В течение многолетних исследований в пещере были также обнаружены первобытные орудия труда. Кроме них, в Азыхской пещере были обнаружены кости доисторических животных — пещерных медведей, саблезубых тигров и других. Было доказано, что средний палеолит охватывал 140–150 тысячелетий. В пещере обнаружены также очаги, свидетельствующие о том, что в эпоху каменного века люди пользовались огнем. Свидетельство поклонения огню можно найти и на наскальных рисунках. Отметим, что поклонение огню с отдаленных времен сказалось и на культуре и быте азербайджанского народа.
В течение двадцати лет в зоне входа в пещеру Азых во время раскопок вскрыты 10 разновременных слоев древнего палеолита, общая толщина которых достигает 14 метров. В этих слоях зафиксированы последовательно все периоды древнего палеолита: галечная культура, ранний ашель, средний ашель, поздний ашель и мустье. Самые нижние слои пещеры Азых вмещают примитивные каменные орудия т.н. галечной культуры и имеют свою типологическую особенность, что дало основание выделить их под названием “гуручайской культуры”.
Новая неизвестная до сих пор в Азербайджане культура, которая напоминает галечную культуру олдувайского типа, обнаружена под шестым слоем пещеры, возраст которого 1,8 млн лет. Здесь зафиксированы многочисленные грубые рубящие орудия: протогопперы, грубые скребла, скребки из отщепов, отщепы с ударными площадками и т.д.
Одним словом, по хронологическому диапазону культурных слоев, охватывающих большую часть первобытной истории человечества (от культуры галек до мустье), пещера эта является пока единственной в мире.
Изучение палеолита Азербайджана позволяет сделать обоснованные выводы о времени первоначального заселения территории Кавказа. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что древнейшие люди появились на территории Азербайджана не в раннем ашеле (ранний плейстоцен), как полагалось раньше, а в более древние времена, в эпоху галечной культуры, около двух миллионов лет назад.
В самых нижних слоях Азыхской пещеры обнаружена дошельская, так называемая галечная культура- Эта культура, являвшаяся одной из древнейших на планете, по ряду признаков нам кажется, сопоставима с олдуайской в Восточной Африке и валлонеевской на юго-востоке Франции . В Азыхе встречаются крупные орудия — гигантолиты, грубые рубила архаического типа и т. д.
Чрезвычайно важно, что азыхские материалы позволяют нам еще раз и вполне определенно говорить об общности, глобальности основных законов развития человеческого общества, об общем направлении социогенеза — предполагать универсальность модели образа жизни человека. Эти материалы вполне определенно свидетельствуют против широко распространенных до недавнего времени представлений о постоянных скитаниях, “бродяжничестве” людей эпохи раннего палеолита. Теперь мы знаем, что люди той поры в основном жили оседло, используя пещеры в качестве постоянных жилищ, и перемещались лишь в пределах ограниченных территорий, которые занимали те или иные человеческие коллективы. Разумеется, сказанным вовсе не отрицаются миграции, которые сопровождали человека на протяжении всей его истории.
Азыхские материалы позволяют нам утверждать, что основной формой хозяйства человека на протяжении всего начального этапа первобытного общества была охота на различных, в том числе и крупных зверей . В Азыхе обнаружены кости более сорока видов различных животных — бурого медведя, пещерного льва, носорога, лошади, оленя, лани, кабана и др. Уже на ранних этапах заселения Азыхской пещеры происходит сложение охотничьего хозяйства. Сама охота, как известно, была унаследована человеком от его животных предков.
Важнейшими явлениями в Азыхе были ранний огонь, тайник с медвежьими черепами, насечки на одном из этих черепов и архаическое жилище.
Азыхский человек очень рано овладел огнем и умел его поддерживать длительное время. Огонь играл огромную роль в истории человечества, начиная уже с самых ранних этапов палеолита. Только благодаря огню человек мог изгнать из пещеры довольно опасных хищников и превратить ее в свое жилище. Огонь, это, по словам Ф. Энгельса, “гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие”, изменил не только жизнь, но и сознание человека. Познание огня было первой большой победой человека над природой. Огонь был огромной технической и социальной силой. Он сделал человека независимым от климата, расширил источники его питания. Открытие, поддержание и использование огня отразилось и на осознании людьми количественно-пространственных отношений. Постоянно, непрерывно, определенными порциями “кормил” человек огонь топливом, соразмеряя наличный запас с потребностями дня, ведя, таким образом, счет — преобразовывая пространство во время, переводя объемы вязанок дров в “часы” их горения. И может быть, совсем не случайно, что в древних мифах Прометей, принеся людям огонь, учит их счету. О том, что азыхский человек знал счет, свидетельствуют насечки, специально сделанные на одном из медвежьих черепов .

Первые кострища в Азыхе стали пылать уже 700—600 тысяч лет назад .

Не приходится сомневаться в том, что создатели азыхской раннеашельской (шельской) культуры уже обладали и мышлением, и формирующейся речью, а также какими-то элементами духовной культуры.

Несравненно более высоким этапом в жизни азыхского человека была пора, начиная с эпохи среднего ашеля (конец минделя и первая половина миндель-рисса, приблизительно 400—300 тысяч лет назад) и кончая финальным ашелем (конец рисса и начало рисс-вюрма, приблизительно 100 тысяч лет назад).

Среднеашельский слой Азыха достаточно богат не только орудиями труда, но и материалами, которые позволяют говорить о духовном развитии человека этой поры. Именно в этом слое обнаружен знаменитый фрагмент челюсти женщины, жившей приблизительно 350—400 тысяч лет тому назад . Это, по-видимому, невысокого роста существо, имеющее очень большое сходство с антропологическими находками со стоянки Тотавель, на западе Франции, может быть отнесено к так называемым пренеандертальцам [20].

Тайник с медвежьими черепами , “культ черепа” в Азыхе свидетельствует и о появлении у обитателей этой зоны самых ранних, зачаточных представлений о явлениях окружающей среды, на почве которых позднее зарождаются элементы религии.

Насечки на одном из медвежьих черепов , являвшиеся несомненно элементами счета, да и искусства, возможно, свидетельствуют о каких-то космологических наблюдениях обитателя Азыха. Кстати, известные нам из других областей ойкумены самые ранние знаковые построения, зафиксированные в графике, относятся именно ко второй половине ашеля, приблизительно за 300 тысяч лет до наших дней. Это фрагмент бычьего ребра из стоянки Пеш де л'Азе II (Дордонь) на юге Франции и две небольшие кости из Бильцингслебене в Тюрингии (ГДР) . Подавляющее большинство исследователей признает подобные нарезки свидетельствами первых попыток человека изобразить и зафиксировать свои мысли. Полагают, что в данном случае перед нами открываются начальные опыты графической фиксации формирующейся речи, имевшие какую-то связь с предысторией письма .

Азыхантропы второй половины ашеля, прочно заселившие пещеру, создают в ней искусственную среду — каменную кладку полукруглой формы . Таким образом, уже более 300 тысяч лет назад азыхантропы делают первые попытки сооружать себе жилища. Проблема жилища волновала человека уже начиная со времен олдувая .

Все сказанное знаменовало коренной сдвиг в “экономике”, социальной жизни, в мышлении, интеллекте, воззрениях, вкусах, жизнедеятельности обитателя интересующей нас зоны



информация http://www.inauka.ru/news/article56244.html
информация http://karabakh-doc.azerall.info/ru...eople/ap001.htm
фото http://www.velorogi.ru/travels/kamennie_bogi_karabaha_2
loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.