руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
19 нояб.
11:03
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно
Все записи | Статьи
четверг, август 11, 2011

Али-мемар – создатель Дворца ширваншахов

aвтор: usta ®
1

четверг, август 11, 2011

 опубликовала © Syamaa

 Архитектурные памятники Азербайджана сохранили немало надписей-автографов, оставленных возводившими их зодчими. Правда, распределены они далеко не планомерно, как во времени, так и в пространстве. И в этом отношении наиболее обездоленным оказался Ширван, где некогда правил ширваншах Халилуллах I. На зданиях, построенных по его приказу, практически нет ни одной подобной надписи. Очевидно, он не любил, чтобы в надписях, оставляемых на сооружениях, упоминалось имя какого-либо другого лица кроме него самого. Об этом свидетельствует и тот факт, что нигде не упоминается даже имя его родного брата Газанфара, хотя именно он непосредственно руководил строительными работами.
Правда, необходимо отметить, что в Дербенте, на воротах Кырхляр, сохранилась надпись, повествующая о том, что в 842 г. хиджры (1438-1439 гг.) по повелению Халилуллаха I крепостные стены реставрировал мастер Хаджи Ахмад. Но, очевидно, здесь или работы были очень грандиозными (в надписи отмечается, что «это укрепление приведено в порядок и эта крепость стала надежным укрытием»), или в Дербенте, который всегда имел определенную автономию, подобный запрет не так уж строго соблюдался.
Иначе обстояли дела в Баку и его окрестностях, где велись основные строительные работы в годы правления Халилуллаха I. Здесь этому запрету следовали безукоризненно. Но, несмотря на табу, архитектору, возводившему главные здания комплекса Дворца ширваншахов, удалось донести свое имя до потомков, зашифровав его в медальонах. Последние представляют собой высеченные на стенах небольшие геометрические фигуры, заполненные орнаментом. В ансамбле они украшают фасады Диванхане и Тюрбе (Усыпальницу). В первом они имеют форму правильного шестигранника, во втором – буты (каплеобразные). В этих медальонах архитектор настолько умело зашифровал под орнамент надписи, что долгое время исследователи предполагали, что в них высечен чистый орнамент с «куфическим начертанием». И только в конце ХIХ в. ученым удалось прочесть в них имя «Али», а затем и остальные слова. Теперь четко читаются медальоны, помещенные на Диванхане. Два из них размещены в верхней части портала, а пять – над пятью (из шести) входами в ротонду. Первый медальон портала разделен на 12 ромбов – 6 с фразой «Аллах един» и 6 с именем «Мухаммед», а левый – на 6 ромбов с фразами (каждая в двух ромбах): «Нет божества кроме Аллаха», «Мухаммед посланник Аллаха» и «Али друг Аллаха». Медальоны ротонды содержат лишь имя «Али», повторенное 6 раз.
Содержание медальонов портала ясное – в правом приводится общий для всех мусульман символ веры (в «кратком» изложении), а в левом – символ веры шиитского направления ислама. С шиитами предположительно связано и содержание медальонов ротонды, где высечено имя Али. Так звали сподвижника, двоюродного брата (сына Абу Талиба – дяди по отцу) и зятя (мужа дочери Фатимы) пророка Мухаммеда. Однако многократное преобладание упоминаний имени «Али» по сравнению с именами «Аллах» и «Мухаммед» (более 30 против 10) не соответствует и представлениям шиитов.
Об этом, в частности, свидетельствует приведенный на самом Диванхане символ веры шиитов, согласно которому Али лишь третий. Даже сторонники шиитского направления «Али-илахи», обожествляющие Али, считают его воплощением Аллаха, а не заменой его. К тому же имя Али в медальонах ротонды не сопровождается каким-либо эпитетом, а в средние века упоминание имен правителей, военачальников, чиновников и других высокопоставленных лиц имело и соответствующую трактовку. Медальон с орнаментом, где имя «Али» несколько раз упоминается без эпитетов, впоследствии получил широкое распространение, но это уже было подражанием медальонам ротонды Диванхане.
Таким образом, напрашивается следующий вывод: строитель Диванхане настолько симпатизировал к имени «Али», что написал его несколько десятков раз, при этом не посчитав нужным сопроводить его необходимым эпитетом. А без эпитетов на средневековых сооружениях появлялись лишь имена мастеров-архитекторов, каллиграфов и других. А поэтому можно предположить, что в медальонах ротонды Диванхане упоминается вовсе не сподвижник пророка Мухаммеда Али сын Абу Талиба, а некто другой, которого также звали Али. Но кем он был, этот Али, медальоны Диванхане не сообщают. К счастью, он зашифровал свое имя и в медальоне Усыпальницы, при этом умело закодировав и название своей профессии.
На Усыпальнице, как и на Диванхане, два медальона размещены в верхней части портала по разные стороны от входа. Но в отличие от медальонов Диванхане, на Усыпальнице они содержат одну и ту же фразу, прочитываемую лишь в зеркальном отображении. Их форма буты (капли) позволяет читать некоторые слова по-разному. Так, фраза медальонов Усыпальницы содержит четыре слова, из которых отчетливо читаются лишь два: «Аллах» и «Али». Остальные два слова – «спорные». Последнюю фразу «Слава Аллаху, Али блаженство его» относят к одному из традиционных шиитских символов. Возможно, это и так.
Но азербайджанский эпиграфист А.Алескерзаде и русский историк Е.Пахомов увидели в них указание на архитектора. А.Алескерзаде, прочитав имя как «Мухаммед» и слово «мемар», представил всю фразу следующим образом: «Аллах! Архитектор Мухаммед Али». А Е.Пахомов, проанализировав написание каждой буквы, пришел к выводу, что имени «Мухаммед» в этой фразе нет, а саму фразу прочел, как «Слава Богу! Али…». Непрочитанным Е.Пахомов оставил слово, которое А.Алескерзаде прочел как «мемар». По его мнению, при его прочтении «оказывается, что, во-первых, первая буква нисколько не похожа на «м», но, взятая в отдельности, дает начертание одной из букв «б», «т», «с», «н», «и»; во-вторых, конечно, буква больше похожа на «н», чем на «р», и, в-третьих, само помещение этого слова после собственного имени хотя и возможно в качестве прозвища, но все же не вполне нормально». Однако, в конечном итоге Е.Пахомов был вынужден допустить, что в медальонах Усыпальницы последнее слово «с очень большими натяжками может быть сочтено за указание профессии – «строитель» («мемар»)».
Именно подобного прочтения, «с очень большими натяжками», добивался архитектор, так как легко читаемое и «вполне нормально» расположенное слово «мемар» появиться в надписи не могло. И он, пользуясь тем, что является тезкой Али, и особенностями арабской вязи, сумел под обычной шиитской фразой зашифровать свое имя и профессию, будучи уверенным в том, что потомки рано или поздно прочтут его автограф на одном из возведенных им зданий. Правда, прошло более 500 лет, пока А.Алескерзаде не обратил внимание на медальоны Усыпальницы. Но теперь, благодаря А.Алескерзаде и Е.Пахомову, уточнившим прочтение медальона, мы знаем имя еще одного выдающегося азербайджанского зодчего – Али-мемара.
Его по праву можно назвать одним из величайших азербайджанских зодчих всех времен, так как построенная им Диванхане по характеристике крупнейших азербайджанских архитекторов ХХ в. является «во всех отношениях наилучшим памятником архитектуры Азербайджана». Археолог В.Левиатов, тщательно исследовавший комплекс Дворца ширваншахов, об архитекторе, создавшем его, написал: «Он был большой художник, который, создавая архитектурное целое, смело решал стоявшие перед ним задачи, руководствуясь основной идеей своего художественного замысла, не останавливаясь перед нарушением привычных канонов ради осуществления композиции целого».
Этим целым были ансамбль Дворца ширваншахов в составе Дворцового здания, Диванхане, Усыпальница семьи Халилуллаха I и Шахская мечеть с минаретом. Оставленные Али-мемаром автографы показывают, что над этим ансамблем он трудился не менее 30 лет – с 839 г. (год строительства Усыпальницы) по 869 г. (год возведения Диванхане) хиджры, то есть в 1435-1465 гг. Отсюда следует, что и два других строения, построенных тогда же, принадлежат ему. В пользу последнего свидетельствует единство как в оформлении фасадов Усыпальницы и Дворцового здания (в обоих случаях чередование светлых широких в 0,3-0,4 м и темных, относительно узких в 0,2 м полос), так и в строении Усыпальницы и Шахской мечети (их здания во многом копируют друг друга).
Последнее обстоятельство в свою очередь указывает на то, что и минарет этой мечети (а значит, и его копии – минарет Джума мечети) возвел ни кто иной, как Али-мемар. Следуя канонам, установленным Махмудом сыном Саада, он настолько усовершенствовал облик минарета, что тот служил образцом для возведения минаретов и в ХХ в. Такое же, как на усыпальнице и Дворцовом здании, чередование темных и светлых полос в верхней половине фасада Гыз галасы, свидетельствует об участии Али-мемара и в обновлении данной башни.
К сожалению, архитектор Али-мемар остается практически неизвестным зодчим даже в самом Азербайджане. Уже давно пора объявить, что если не все, то большая часть строений ансамбля Дворца ширваншахов, в том числе такой выдающийся памятник, как Диванхане, – творение рук этого искусного архитектора, а его самого вместе с такими зодчими, как мемар Аджеми и Махмуд сын Саада, признать в числе величайших зодчих средневекового Азербайджана и не только. Остается надеяться, что необходимую работу проделают историки архитектуры и имя Али-мемара будет отмечаться не только в специальных трудах по архитектуре средних веков.
Подпись «Али-мемар» в шестигранниках, как уже отмечалось, вскоре получила широкое распространение в качестве символа шиизма. Но, возможно, сохранилась еще одна подпись зодчего. На фасаде мечети Туба шахи около Мардакянской прямоугольной башни – четыре медальона. Два из них имеют форму буты. В одном читается «Аллах, Мухаммед, Али», в другом – «Скажи: Он – Аллах един». Два других медальона представляют собой шестигранник и четырехугольник с повторами (по, соответственно, шесть и восемь раз) имени «Али». Медальоны появились на мечети в 886 г. хиджры (1482-1483 гг.) во время очередной реконструкции. Указанные годы позволяют полагать, что медальоны с именем «Али» на мечети оставил или сам Али-мемар в глубокой старости или его сын (ученик), которому данная надпись перешла «по наследству».
Таким образом, с полным основанием можно сказать, что ансамбль Дворца ширваншахов, в основном, был построен зодчим по имени Али-мемар в 1435-1465 гг. по повелению ширваншаха Халилуллаха I и под непосредственным руководством его брата Газанфара.  

Сейран ВЕЛИЕВ, доктор географических наук,
главный научный сотрудник Института географии НАНА

http://www.kaspiy.az/articles.php?item_id=20100918082236394&sec_id=55

 

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.