руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 февр.
23:55
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Квитка (Квитко) Семен Кузьмич - “Апшеронский " казак

1855 - 31.8.1917

Семен Квитка родился в 1855 году в семье из обедневшей ветви древнего казацкого рода, жившего с начала 17 в. на Полтавщине. Представитель этого казацкого рода - полковник Андрей Квитка - стал одним из основателей Харькова в 1655 г.

В 1874 г. Семен закончил реальное училище и был принят в Санкт- Петербургский горный институт, который готовил высококвалифицированных специалистов для горнозаводской промышленности.

20 июня 1879 года Семен Квитка успешно окончил институт и был утвержден в звании горного инженера.

Профессор химии Конон Лисенко предложил своему бывшему студенту работу на кафедре химии.

31 января 1880 г. Квитка был прикомандирован к химической лаборатории Горного института для практических занятий в чине коллежского секретаря. Четыре месяца работы здесь под руководством профессора Лисенко (автора известной книги “Нефтяное производство” (1878) и одного из первых российских исследователей процессов переработки нефти) оказался для Семена Квитки весьма полезным, позволив ему не только закрепить навыки проведения разнообразных лабораторных анализов и исследований нефти и нефтепродуктов, но и найти свое дальнейшее призвание в кропотливом труде химика-исследователя.

В начале мая 1880 г. к профессору Лисенко обратился известный предприниматель Василий Кокорев, основатель первой в отечественной нефтяной промышленности акционерной компании - Бакинского нефтяного общества (БНО). Для расширения производства на перегонном заводе в Сураханах на Апшеронском полуострове ему требовался квалифицированный специалист. Рекомендация профессора Лисенко была однозначной - Семен Квитка.

29 мая 1880 года Семен Квитко был зачислен по Главному горному управлению в Бакинское нефтяное общество.
Так началась Бакинская 37-летняя инженерная и научная биография Семена Квитки.

Под руководством горных инженеров Алексея Дорошенко и Николая Винера он включается в активную работу по организации масляного производства на Сураханском заводе в качестве химика-технолога.

Результаты своих первых исследований Квитка поместил в местной прессе: в начале 1881 г. в газете “Бакинские известия” публикуется его статья “Приготовление искусственного жира из нефтяных кислот”, а через несколько месяцев в этой же газете печатается “Письмо С. Квитки о способе удаления серной кислоты из масел, предложенном г. Саккер”.

В середине 1881 года Квитка получил предложение от братьев Григория и Мелко, сыновей известного кавказского откупщика Ивана Мирзоева, перейти к ним на работу. Нефтепромышленное и торговое “Товарищество братьев Мирзоевых и Ко” занимало тогда прочные позиции в этой отрасли промышленности. Так, только в 1880 г. на его промыслах из пяти скважин было добыто 962 тыс. пудов нефти, на нефтеперегонном заводе получено более 28 пудов осветительных масел.

Вначале Квитка занял должность управляющего нефтяными промыслами товарищества и достаточно успешно осуществлял это руководство. В частности, тщательное исследование имевшихся в его распоряжении скважин дало ему возможность в самый короткий срок повысить их суммарную производительность с 3-5 тыс. до 10 тыс. пудов

На Всероссийской выставке в Москве (1882 г.) компания братьев Мирзоевых оказалась без какой-либо награды, что болезненно уязвило самолюбие владельцев.
Чтобы в корне изменить положение дел, Мирзоевы обратились к Квитке, который к тому времени уже был известен своими исследованиями в области нефтепереработки.
Главная задача, поставленная перед Квиткой, заключалась в организации производства качественных смазочных масел. Это новое самостоятельное дело соответствовало его честолюбивым замыслам, здесь мог полнее раскрыться его инженерный талант.

Первым новаторским решением Квитки стало внедрение перегонки нефти с использованием перегретого пара. Квитка установил, что неудачи в выделке смазочных материалов на заводе Мирзоева происходили не от свойств нефти, а от неправильного устройства завода... После ряда испытаний балаханской нефти Квитка перестроил керосиновый завод И.М.Мирзоева на керосино-масляный, на котором удавалось выделывать смазочные масла, используя паровую гонку всех нефтяных продуктов.

И уже в 1885 г. на нефтеперегонном заводе ” Товарищества братьев Мирзоевых и Ко” было получено 160 тыс. пудов керосина и 50 тыс. пудов качественных смазочных масел. Квитка также убедил владельцев в необходимости реорганизации системы хранения нефти и нефтепродуктов, вследствие чего были построены железные резервуары и два больших крытых каменных нефтехранилища.

19 мая 1886 году Квитка познакомился с Дмитрием Менделеевым во время его пребывания в Баку, где в Бакинском отделении Императорского русского технического общества ученый выступил с двумя докладами: “Об условиях дальнейшего развития нефтяного дела”, и “О мерах содействия дальнейшему развитию Бакинской нефтяной промышленности”. Слова великого ученого о безопасности нефтяных светильных материалов стали определяющими для всей последующей инженерной деятельности Квитка.

На первой Всероссийской выставке предметов освещения и нефтяного производства, проходившей в Санкт-Петербурге с 20 декабря 1887 г. по 1 апреля 1888 г., горный инженер Квитка принял участие уже как известный эксперт по нефти.

Весной 1890 г. начинающие предприниматели - братья Рудольф и Эмиль Отто- появились в Баку с амбициозным проектом создания нефтеперегонного производства с использованием новейших технологий и, в частности, новейшего по тем временам перегонного аппарата известного британского ученого, профессора Джеймса Дьюара (Ямес Дещар). И Квитка переходит к ним на работу, чтобы решить новую задачу, за которую опасались браться многие его коллеги.

30 мая 1890 г. он отправляется в двухмесячную командировку в Великобританию, где, работая в лаборатории Лондонского королевского института, тщательно испытывает аппарат Дьюара. В ходе этих исследований инженер Квитка пришел к выводу о полной непригодности данного устройства для практического производства. Вернувшись в Баку, он осуществил постройку по своему проекту и на основе собственных конструктивных решений нефтеперегонного завода, который мог давать керосин и смазочные масла высокого качества.

26 мая 1894 г. приказом министра финансов России Семен Квитка был назначен на должность техника Бакинского технического комитета (БТК), являвшегося специфическим государственным учреждением со статистическими, контрольными и консультативными функциями и не имевшего аналога в Российской империи. БТК был создан в 1891 г. в соответствии с положением Правил “Об испытании, перевозке, хранении и продаже минеральных масел, нефти и продуктов ее перегонки” (высочайше утверждены11 июня 1891 г.).

До конца 1994 года, работая на новом месте, Семен Квитка делает новые открытия : введенное и распространенное им в Баку испытание керосина крепким щелоком; новое явление при титровании нефтяных кислот; установление изменения удельного веса и температуры вспышки нефти при ее усушке и др.

С 1895 г., используя возможности лаборатории БТК, Семен Квитка продуктивно участвовал в работе комиссии Бакинского отделения ИРТО по выработке однообразных правил и методов исследования продуктов и вспомогательных материалов нефтяной промышленности. Самое активное участие он принял в разработке Инструкции о производстве освидетельствования и испытания нефти и продуктов ее перегонки, утвержденной министром финансов Сергеем Витте и введенной в действие с 15 марта 1896 г.

Плодотворная семилетняя работа Семена Квитки в БТК была отмечена высокой правительственной наградой: в апреле 1901 г. он был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

5 марта 1904 г. был подписан приказ № 17 по Горному департаменту, в котором сказано: “Произвести, причисленного к министерству, горного инженера Квитка С.К. за выслугу лет со старшинством из коллежских в статские советники” (Гражданский чин 5-го класса - статский советник - находился в табели о рангах несколько выше зва ния армейского полковника).

В декабре 1904 г. БТК был передан из Министерства финансов в Министерство земледелия и государственных имуществ и подчинен Горному департаменту.

С 1914 г. Семен Квитка, согласно приказу Горного департамента, стал занимать две должности: председателя и техника БТК - по существу, этим было узаконено фактическое положение его как многолетнего и единственного руководителя этого учреждения.

Универсальная инженерная подготовка Семена Квитки позволила ему проявить свои незаурядные способности в самых разнообразных отраслях горной науки, в том числе и в гидрогеологии.

В 1893 году Семен Квитка подробно изучил вопрос о водоснабжении г. Баку и выступил с докладом на заседании Бакинского отделения ИРТО .

Затем 15 сентября 1893 г. в БОИРТО он выступил с докладом “К вопросу о Куринском водопроводе”.

В 1895 г. в своих исследованиях он выделил подземную воду, как объект особого научного исследования, и подробно изучил вопросы трения жидкости и степени водопроницаемости различных пород на началах гидрогеологии и гидродинамики.

Эти и ряд других работ инженера Квитки о подземных водах создали основу для развития региональной гидрогеологии Апшеронского полуострова и почти на десятилетие определили судьбу подземного водоснабжения не только Баку, но и других населенных пунктов полуострова.

В последующий период инженер Квитка обратил внимание на изучение условий и особенностей затопления нефтяных скважин глубинной водой.

Особенностью формирования русской геологии была ее тесная связь с палеонтологией.
Хорошо понимая, что палеонтологические экспедиции Академии наук еще не скоро появятся на Апшероне, Квитка добросовестно стремился осуществить хотя бы регистрацию, описание, систематизацию и хронологию органических остатков.

В № 1 “Горного журнала” за 1895 г. была опубликована его первая работа по фауне моллюсков в неогеновых отложениях Апшеронского полуострова, получившая высокую оценку у специалистов.

Обнажения с разнообразной палеозойской фауной на Апшеронском полуострове стали основой его работы “Об ископаемых рыбах”. Еще одним вкладом Квитки в отечественную палеонтологию стало открытие им в понтических отложениях моллюска Цлупеа Понтица.

31 января 1915 г., основываясь на своих многолетних геологических и палеогеологических изысканиях, Семен Квитка сделал доклад в Бакинском отделении ИРТО под названием “К вопросу о происхождении нефти” - своеобразный отчет о его многолетних геологических и палеогеологических изысканиях с подробным анализом истории поисков и исследования русской нефти.

Семен Квитка оставил заметный след в истории не только как ученый и инженер, но и как активный общественный деятель.

Он был одним из самых активных членов Бакинского отделения Императорского русского технического общества (БОИРТО). Созданное в марте 1879 г. всего двадцатью специалистами, это отделение спустя несколько лет стало одной из самых многочисленных общественных организаций, объединивших творческие силы лучших представителей нефтяного дела, инженеров и техников.

Осенью 1880 г. горный инженер Квитка вступил в БОИРТО и почти 37 лет состоял в его рядах.

27 декабря 1886 г. его избирают членом Совета БОИРТО.

На общем собрании 22 декабря 1892 г. он был избран председателем отделения.
Во время его руководства были осуществлены важные меры по изменению деятельности общества ; характера и содержания печатного органа отделения - журнала “Труды БОИРТО”- по его настоянию это издание превращается в периодическое и начинает выходить регулярно - шесть раз в год. Было также расширено тематическое содержание, намечены меры по рекламированию издания, увеличению числа подписчиков.

Уже в первый год руководства БОИРТО Семен Квитка значительно активизировал деятельность организации. Так, если в 1892 г. было проведено всего 4 заседания Совета БОИРТО, а также 7 общих собраний и 2 технические беседы, то в 1893 г. картина изменилась коренным образом: состоялось 9 заседаний Совета, 16 общих собраний и технических бесед и даже 14 специальных докладов.

На общем собрании 21 декабря 1893 г. инженер Квитка вновь был избран председателем БОИРТО.

Ха общем собрании БОИРТО 10 декабря 1894 г. в связи с назначением на ответственную должность в Бакинский нефтяной комитет он просит не переизбирать его вновь на пост председателя.

Б последующие годы Семен Квитка продолжает активно участвовать в работе БОИРТО: неоднократно избирается в состав Совета отделения, членом редакционного комитета журнала “Труды БОИРТО”.

Он участвует в подготовке и проведении в Баку международной выставки двигателей внутреннего сгорания (29 апреля- 17 июня 1912 г.). В 1915 г. он - член комиссии БОИРТО по рассмотрению работ на соискание премии имени Людвига Нобеля.

15 августа 1917 г. Бакинское инженерное сообщество облетела скорбная весть о скоропостижной кончине Семена Квитки. На его похороны приехали представители практически всех нефтяных промыслов Апшеронского полуострова. В память о нем было сказано много добрых слов…

Крекинг -установка .как памятник С.К. Квитка.

Смерть не дала С. Квитка завершить его последнюю работу по проектированию и строительству многокубовой установки термического крекинга для получения бензина.

...31 августа 1911 г. горный инженер Квитка подал заявку в Министерство промышленности и торговли : “Способ добывания бензина и иных нефтяных продуктов из нефти, нефтяных остатков и проч”, в которой он описал установку по термическому расщеплению углеводородов нефти, нефтепродуктов и нефтяных остатков с целью получения бензина. В аппарате системы Квитка процесс происходит под давлением в жидкой фазе, в непрерывно действующей кубовой батарее с широкой регенерацией тепла, уносимого отходящими продуктами.
Почти год спустя ему была выдана “привилегия № 21963 от 30 июня 1912 года”.

В начале 1917 г. Морское министерство утверждает план постройки в Баку крекинг-завода по патенту С.Квитки и под его руководством. Были ассигнованы достаточные средства, отведен участок земли. Лишь внезапная кончина Семена Квитки, отсутствие достойных продолжателей его дела, а затем революция и гражданская войны в России свели на нет все работы по данному проекту…

В мае 1924 г. в Азнефти во главе с инженером-химиком Виктором Герром был создан Комитет для практической реализации проекта заводской установки крекинга по способу инженера Квитки.
Первая опытная установка по системе Квитка для получения высокосортного бензина была построена и пущена в 1924-26 гг.



© zounds

Source: http://www.oilru.com/nr/75/653/oilru.com http://print.biografija.ru/?id=59187
loading загрузка