руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
31 март
16:24
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно

Форум: Энергосистема

1

Начало

февр. 16, 2013 11:38

Энергосистема

Community: Сообщество бакинских энергетиков

Статья: Энергосистема
Автор: Energi
Опубликовано: суббота, февраль 16, 2013

http:/s002.radikal.ru/i198/1302/fc/879b8048feed.jpg За каждой линией, за каждым квадратиком история.......
прочитать полностью
 
Всего ответов: 18
Показывать
Все комментарииРейтинг
Ответы
март 23, 2013 14:47
В землю вбивался хороший заземляющий стержень, соединенный с проводом, к концу которого привязывался металлический крюк. Делался наброс на провод. После искусственного к.з. (при заземленной нейтрали трансформатора) линия отключалась. После неуспешного (очевидно) АПВ линия отключалась окончательно. Срезались провода. Мне пришлось участвовать в разборе такого сценария, имевшего место на ВЛ 110 кВ Хырдалан - Гюнешли в середине 90-х годов.
март 23, 2013 10:43
В рассказе о бакинском электроснабжении нельзя обойти один замечательный комплекс.
Для выдачи Городу мощности АзГРЭС были запроектированы:
- Две линии 500кв. по 240км. каждая, с проводом в фазе 3*АСО 300, и для вхождения в городскую систему 2-х цепная ВЛ-22окв. протяженностью 25 км. с проводом АСО 600.
Проект Азерб. Отд. "Энергосетьпроект", директор Бейбутов Р., ГИПы Галустов Ю., Адыгезалов М.
- Подстанция 500/330/220кв в габаритах 750 кв. Проектная мощность 2400мва. Должна была стать крупнейшей понизительной подстанцией в Европе.
Проект Южного отд. "Энергосетьпроект" (Ростов), ГИП светлой памяти Вайсман Ефим.
Генеральный подрядчик трест "Кавказэлектросетьстрой", управляющий Саралидзе Г. Строительство пришлось на 1985-1995 годы.
Линии были завершены и введены в полном соответствие с проектом, а подстанцию не успели по известным причинам, и она работает с половинной мощностью 1200мв (3*267 мва. + 3*133 мва.). Что поделать, и вавилонскую башню не смогли довести до намеченного, потому что люди перестали понимать друг друга. А в строительстве участвовали организации Баку, Тбилиси, Ленинграда, Краснодара, Астрахани, Москвы, шеф-монтаж Запорожья и Свердловска. В поставках материалов и оборудования были задействованы крупнейшие заводы Минэнерго и Минэлектротехпрома СССР.
Самый трудный этап пришелся на строительство упомянутой 220кв., 1994-1995 годы. Цветной металл резко подскочил в цене, и началась беспрецедентная по наглости охота за проводами ЛЭП. Умельцы научились срезать их даже под напряжением 110кв. Было конечно же несколько очень несчастных случаев, но это не останавливало. На строящейся ВЛ 220 кв. срезались ночами провода, смонтированные днем. Валили даже опоры, чтобы добраться до провода. Обращения в органы не дали результата. И только после высочайшего окрика был выделен милицейский патруль автоматчиков, который еженощно объезжал трассу в течение 4-х месяцев, что позволило завершить работы.
Посещая подстанцию в той, ставшей привычной, обстановке стагнации, уже как-то не верилось, что нам удалось поднять такое.
Ну вот. Прошу прощения за многословие и за то, что невольно увлекся воспоминаниями.
март 18, 2013 17:19
Вам спасибо, уважаемый Азарий!
Вы совершенно правы, АзНИИЭ и ЭСП объединились в 1997-м году. Потом, через несколько лет (кажется, в 2004-м) разошлись и вновь объединились года 3 назад, вобрав в себя еще и Гидропроект и учебный комбинат бывшей Азэнергоналадки. Образовавшийся АзНИПИИ Энергетики входит в состав Акционерного общества Азерэнержи.
Описанную Вами первую аварию помню смутно.
Приятно общаться с коллегами. Успехов
1
март 18, 2013 15:44
Благодарю за столь подробный и эмоциональный ответ и воспоминания о выдающихся учёных.
Академик Джуварлы Ч. в 1961 году читал нам курс Дальние электропередачи.
При сооружении энергосистемы мы, практики, должны были руководствоваться только типовыми проектами, правилами, руководящими указаниями, стандартами и унификациями, утвержденными Минэнерго СССР. Шаг вправо-влево…. Этим, наверное, и объясняется отсутсвие непосредственных прочных связей с творчеством института. Но, как я полагаю, в стандартах Минэнерго была немалая доля труда института.
Очень отрадно было узнать, что именно институтом была проведена такая нужная работа по определению уставок для противоаварийной автоматики. За неё взялись всерьёз только после второй системной аварии, в конце 80-х.
Позвольте маленькое отступление о причинах аварий, навеянное воспоминаниями, хотя возможно эти факты Вам известны. Первая – в середине 80-х. Грузия потеряла связь с Южэнерго РСФСР, и ОДУ Закавказья (г. Тбилиси) не нашел ничего лучшего чем восполнить дефицит мощности за счет азербайджанской системы. Перегрузка повредила системные линии, защита отключила электростанции от сети, республика погрузилась во мрак. Неделя потребовалась для постепенного восстановления системы.
Вторая более прозаичная. Примерно в районе Маразы пастухи разобрали металлические связи опоры 500кв. Это оцинкованные детали из углового железа. Опора сложилась после порывистого ветра. Последствия были такими же, как при первой аварии. Детали нашли в одной из кошар. Обратились в МВД с просьбой о расследовании. Знали, что ущерб невозместим, но огласка остановила бы подобные действия. Ответ за подписью первого зама, т. Баранникова В.П., в дальнейшем министра МВД СССР, удивил: "В связи с незначительностью ущерба уголовное дело решено не возбуждать". Можно только догадываться сколько пострадало баранов. Но после этого поняли, что спасение… дело рук самих….
Да, ещё маленькая неточность в Вашем письме. Объединение с "Энергосетьпроект-"ом произошло в 1997 году. До сих пор не уверен в оправданности этого объединения.
Ещё раз спасибо. С большим уваженим.
1
март 16, 2013 11:36
Обещанный рассказ об институте энергетики

Я проработал в институте энергетики 27 лет (до 2004-го года), поэтому буду краток: в противном случае не смогу остановиться.
Институту более 70-и лет. Его уникальность в том, что на протяжении своей истории он был и академическим (до середины 60-х годов) и отраслевым, сначала в структуре Минэнерго СССР, а в годы независимости Азербайджана – ОАО Азерэнержи. Видимо благодаря этому, в институте всегда были сильны академические традиции при ориентации на нужды промышленности. До начала 90-х годов институт носил имя своего первого директора Есьмана.
В институте работали выдающиеся ученые – акад. Чингиз Джуварлы (автор теории дуговых перенапряжений в электрических сетях, пионер использования ЦВМ при исследовании перенапряжений в СССР), акад. Азад Эфендизаде (создатель первого в СССР частотно-управляемого электропривода), чл.-корр. Якуб Кадымов (крупный ученый в области теории импульсных систем и цепей с распределенными параметрами), чл.-корр. Агасамед Ализаде(известный ученый в области физики молнии и молниезащиты энергообъектов), чл.-корр. Фирудин Гусейнов (основатель научной школы эквивалентирования энергосистем).
Дитя своего времени институт энергетики обладал всеми основными качествами советских отраслевых НИИ. Советский научный менеджмент и плановая экономика не позволяли в достаточной мере использовать имеющийся научный потенциал. Оставляя все это в стороне, попробую перечислить основные исследования.
В советский период (70-е и 80-е годы): разработка новых методов исследования перенапряжений в электрических системах с учетом поверхностного эффекта и короны; комплексные исследования параметров молнии на полигоне в Шуше; эквивалентирование сложных электрических систем; разработка методов расчета потерь электроэнергии в электрических сетях; оптимизация режимов энергосистем; ограничение перенапряжений при отключениях конденсаторных батарей; усовершенствование системы электроснабжения морских нефтепромыслов на Каспии; составление карт уровней загрязненности изоляции (для Краснодарского края); ветроэнергетика; комплекс работ, связанных с разработкой проекта электропередачи 1150 кВ Экибастуз-Барнаул; измерение амплитуд и крутизн токов молнии во Вьетнаме; экспериментальное исследование теплофизических свойств растворов солей, птицезащита ЛЭП (институт был головной организацией по этому вопросу) и многое другое. Институт опубликовывал многочисленные статьи в ведущих советских журналах и доклады на зарубежных и внутренних конференциях. В 80-х годах институт пережил настоящий изобретательский бум и стал одним из лидеров отрасли по количеству полученных авторских свидетельств.
В период независимости (с начала 90-х до 2005-го года): расчет уставок противоаварийной автоматики для Азерэнержи; разработка закона Азербайджанской Республики об энергоресурсах; разработка нормативов потерь электроэнергии для сетей Азерэнержи; разработка концепции энергобезопасности Азербайджана; разработка карт напряженности электрического поля для подстанций и ОРУ электростанций Азерэнержи; разработка нормативных документов (типа ПУЭ, ПТЭ и прочих) для энергосистемы; участие в разборе аварий; подготовка заключений и рекомендаций для различных нештатных ситуаций; переподготовка инженерно-технического персонала Азерэнержи; составление технических словарей и многое другое. После объединения с Энергосетьпроектом (2007-й год) институт принял активное участие в восстановлении энергокольца, разорванного в результате оккупации Агдамского района, проектировании подстанции 330 кВ в Агджабеди и ЛЭП Имишли-Агджабеди, что позволило разгрузить Мингячевирское сечение. В годы независимости ученые института стали еще более активно публиковаться в престижных журналах за рубежом и принимать участие в международных конференциях.
С 1995-го года в институте функционирует Совет по защите диссертаций, в котором, помимо граждан Азербайджана, защищались специалисты из Грузии, Турции, России и Египта. Выпускается англоязычный журнал “EEE+Control” и, совместно с институтом физики АН – журнал “Energetikanın Problemləri”.
В написанное мною могли вкрасться ошибки, обусловленные ухудшающейся памятью.




1
март 12, 2013 22:57
Расскажу, Азарий! Только выкрою на днях время.
март 12, 2013 09:21
Таир, может расскажете об институте. О примечательных разработках. Для меня он, честно говоря, остался загадкой. В середине 90-х институт объединили с Энергосетьпроектом, но я уже был на выезде.
март 6, 2013 20:31
Я тесно общался с Юсифом Мусеибовичем в течение 10 лет, до его смерти в 1997-м году. 5 лет мы проработали в одном кабинете в НИИ энергетики, бывали друг у друга дома, ездили в командировку в Москву, выполняли НИР в бакинском метрополитене. Он звонил мне домой вечером накануне своей смерти. С каждым годом я все больше осознаю масштаб личности Юсифа Керимова. Самое главное его качество - готовность помочь людям.
март 6, 2013 12:27
Конечно же. Именно Юсиф Мусеибович принимал меня в "Азэнерго" в 72-ом. ПРофессионал, интеллектуал, светски-общительный, с неоценимым качеством руководителя,- умением находить неординарные решения в самых тупиковых ситуациях.
Как говорят в Израиле: Зихроно ле-враха. Память его благословенна.
nurdik
март 5, 2013 23:03
Т.е. всё таки в Бэюк -Шоре будут грохотать модульные дизеля. Но мощность всякая нужна, мощность всякая важна Всё равно какая. Если к Олимпиаде в Сочи такие загорхочут, то значит ничего терпимо...)
март 5, 2013 19:41
Покойный Юсиф Керимов, которого Вы очевидно знаете и с которым я имел удовольствие работать в НИИ Энергетики, утверждал, что деньги на строительство АзГРЭС в Мингячевире были получены благодаря интенсивному развитию виноградарства и виноделия в Азербайджане в 70-х годах прошлого века.
1
март 5, 2013 19:15
Олечка, это тебе спасибо за твою инициативу и труд. Подняла таки тему, никогда не теряющую актуальности. Постараемся привлечь ветеранов. К сожалению, иных уж нет, а те далече. Хотя и поблизости есть кое-кто из причастных.
Чуть еще о схеме. Почти всё, что видим, создано за 50 лет, в послевоенный период. До этого было две станции. Первая на Баилово, сооруженная незбвенной памяти Леонидом Красиным, он же первый директор. Вторая в Черном Городе -"Электроток", сейчас бакинская ТЭЦ. В районах дизельгенераторы и маленькие ГЭС. Хочу заметить, что все построено за счет централизованных фондов Минэнерго СССР, участие республики было только 5%. Несомненно, что были взаиморасчеты за счет других областей. Но в энергетике вот так. В 2000-х в Городе сооружена одна подстанция "Низами"
220110кв, добавлена мощность 400мва на "Северной" и фины сооружают модульные станции.
март 4, 2013 22:31
Спасибо за подробную информацию, Азарий
А я всё вот стеснялась спросить про подробности...
1
март 4, 2013 21:54
Дамы и господа. Я полагаю, что все интересующися ознакомились с опубликованной в Интернете достаточно сложной схемой энергосистемы.
Мне хочется сейчас остановиться только на энергообеспечении Города, потому что у нас же сообщество бакинских энергетиков.
Энергетика Города, как видно из схемы, обеспечивается двумя электростанциями с высшим напряжением 110кв, это Шимал ДРЭС (б. ГРЭС Северная) – две машины 400мва и 150 мва и Бакинская ТЭЦ (б. Красная звезда) – две машины по 50 мва. Кроме того, из последних сообщений следует ввод модульной станции мощностью 100мва, на схеме она показана как перспектива, рядом с Бакинской ТЭЦ.
Кроме этого пять опорных подстанций 220/110кв, подсоединенных к системе,
питание которой осуществляется от Али-Байрамлинской ГРЭС и западных электростанций (АзГРС, МинГЭС и ШамхорГЭС):
-П/ст Сангачалы – 1-125мва и 1- 63мва
-П/ст Мушфик –2 по 200мва
-П/ст Хурдалан - 1-250мва и 2 по 240мва
-П/ст Низами - 2 по 125 мва
-П/ст Гоусаны – 2 по 200мва
Таким образом установленная мощность составляет - 2738мва (с учетом модульной станции). Схема достаточно надежная и гибкая. Надежность еще более возрастет с вводом строящейся модульной станции на Беюк-Шоре мощностью 400 мва.


nurdik
февр. 17, 2013 21:03
Подстанция на РЛС . В нашем втором отделе оформили допуск (по тем временам) После поворота под указателем "На Академию" (но сейчас уже память, может не так точно всё это). Не долго петляя подьехали к подстанции. Это было внизу. Подножье горы, или самой РЛС .Монстр её треугольной призмы всё время нависал над нами в стороне. Понятно, что это был простейший доступ только на подстанцию. С её територии выйти было невозможно. Там и жили всё время ремонта.
февр. 17, 2013 18:10
Прежде всего хочу по мере возможностей подтвердить " в красивейших лесах Куткашенского района". Для этого выставлю три фрагмента. А позже уже расскажу пару-тройку занимательных историй, связанных с РЛС.
А какая подстанция имелась вввиду? На РЛС или на линии Исмаиллы-Куткашен?
nurdik
февр. 16, 2013 15:23
Спасибо огромное за открытую тему. В самом деле много воспоминаний за короткую работу в Азербайджане. Первое воспоминание - Qebele YS ? -YS - подстанция . Yarimstation - подстанция. Габалинская п-ст.
Сейчас тема переходит в другой форум - история, для политиков,для серьёзных. Много лет назад, подьезжая к ней в красивейших лесах Куткашенского района, вдруг удивляет, что поворот к п-ст с трассы украшает громадный щит- "Обьект Академии Наук СССР ". Конечно знали, что это знаменитая по тем временам Габалинская РЛС. В последнее время в инете читаем что прекращается договор с Россией, финансирование, короче тема переходит в другой форум.
февр. 16, 2013 11:38
Азарий! Рассказывайте! Срочно!