руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
16 сент.
14:14
Помочь нам долларом - рублём ЗДЕСЬ
> подробно

Форум: "Приехали в Баку? Так вам и надо!"

33

Начало

февр. 25, 2007 19:06

"Приехали в Баку? Так вам и надо!"

Вот пишу потихоньку путеводитель по современному Баку.
Надеюсь собрать в книжку.
Комментируйте, советуйте, критикуйте.
Всего ответов: 225
Страницы:
87654321Рейтинг
Ответы
июнь 19, 2007 20:03
Гениально!Лакинично и гениально!Слава,у вас скоро грудь,как у Л.И.будет-в орденах!Вот вам ещё один!И огромное спасибо!
3
июнь 19, 2007 19:02
41. Свадьбы-2


Продолжая свадебную тему, начатую в прошлой главе, остановимся подробнее на главных персонажах свадебного торжества, обеспечивающих его красоту, комфорт, помпезность и способность откладываться в отсеках памяти.

Итак, кто работает на свадьбе.


Музыканты. Начинается все, как правило, с ансамбля народной музыки, который сперва заявляется к жениху, а потом сопровождает его со всеми родственниками к невесте. Состоит ансамбль, минимум, из трех исполнителей - играющих на дудке, гармони и барабане "нагара". Состоятельные заказчики порой расширяют музыкальный коллектив до размеров большого симфонического оркестра, но в таких случаях начинают ворчать родственники с обеих сторон, вынужденные плясать в коридоре и на кухне. Танцуют и у жениха, и у невесты. Танцуют во дворах, танцуют чуть ли не в лимузинах. Не доезжая до ресторана, музыканты куда-то исчезают. Еще бы им не изчезнуть, если они успели взять деньги за работу и у жениха, и у его старшего брата, и у счастливого отца.


Водители. Кортеж - важное дело, потому что только его видит весь город. Весь город будет оценивать число машин, пышность букетов на центральном авто, громкость сигналов и лихость шоферов. В свадебный период Баку превращается в огромный лимузинодром - ревущий, кричащий, стонущий, наигрывающий мелодии и ритмы зарубежной эстрады сотнями безумных клаксонов. Наибольшего мастерства требует даже не вождение основного лимузина - длинного как локомотив на станции Баку-Товарная. Все равно женихи и невесты - жители районов с узкими кривыми улочками - добираются до них на метро или на перекладных. Самая трудная задача - у водителя, за спиной которого скрючился в открытом багажнике видеооператор. Эта машина идет первой. Очень важно не только не вытряхнуть бравого камерамана, но и учитывать его творческие запросы. Более того, необходимо исхитриться и не уехать своим оригинальным путём, под тщетные оклики остального кортежа: "Вай! Куда ж ты, (вставляется пространная зоологическая импровизация), поехал? Ресторан в другой стороне!"


Парковщик. У ворот имения вас встречают элегантные молодые люди, принимающие ключи и отгоняющие ваш "Астон-Мартин" на специальную стоянку... Впрочем, извините, это из путеводителя по другой стране. Кто ж в Баку отдаст ключ от своей машины да к тому же позволит на ней куда-то ехать совершенно незнакомому пацану? Нет-нет. В лучшем случае дядечка преклонного возраста укажет местечко во дворе, где вы можете приткнуться. Тем не менее рекомендуется выходить раз в десять минут - проверять, как дела, и не нацарапал ли кто ржавым гвоздиком: "Падумаиш - у ниво мирседез!"


Официанты. Они искренне считают себя главными людьми на свадьбе. А что? Новобрачные приходят и уходят, а официанты работают здесь и до, и после. Причем работают порой так активно, что им не хватает времени не только на санобработку сорочек, по числу пятен на которых можно вычислить число сыгранных свадеб, но и на обслуживание гостей. Сперва они, конечно, все быстренько расставляют, раскладывают и даже разливают. Но чем дальше вглубь веселья, тем скучнее становится официантам. И вот вы уже сами разыскиваете бутылку, сами пытаетесь вытереть свалившуюся со стола вилку, сами откапываете под грудой тарелок остатки приглянувшегося салатика.

Впрочем есть классический способ всего этого избежать. Для этого вам надо возвыситься до предварительных чаевых. Тогда у вас есть шанс стать первым лицом на вечеринке. Ваша рюмка будет наполняться по пути от губ к столу; на вашей тарелке лучшие куски будут появляться раньше, чем у жениха с невестой; вам будут предложены закуски "не для всех" - вроде яблока, посыпанного мятой или рюмки лимонного сока. Задобренный официант станет вашим другом, поклонником, апологетом и подарит вам визитную карточку. Он отвлечется только, когда все его собратья объединятся, чтобы вытащить на специальный танец жениха. Разумеется, из чистой любви к хореографическому искусству. Истоки традиции "Танец с официантами" теряются во глубине веков, но завистливые гардеробщики, повара и уборщицы уже поговаривают о ее расширении.


Тамада. Успех свадьбы во многом зависит не только от щедрости гостей, но и от ведущего. Тамада может принадлежать к одному из трех видов, каждый из которых способен обеспечить яркость и самобытность свадьбы. Вид первый - звезда. Это большие артисты своего дела. Они напевают, они декламируют стихи, они плавно выходят на тосты, они с разбегу запоминают имена всех друзей и родственников новобрачных, они лихо дирижируют музыкантами. Они иногда так увлекаются, что прорваться сквозь накатанную программу с каким-нибудь неуместным предложением "А давайте сейчас наш Пюнханчик прочитает стишок про дедулю", могут только дедули со значительными средствами или бабули со значительным занудством. Вид второй - производственники. Самый скучный тип. Они барабанят тексты с видом "Скорей бы это все кончилось". Произнося тосты, параллельно обсуждают с музыкантами бухгалтерию. Предлагая здравицы в честь молодых, заглядывают в шпаргалки, где записаны имена. Для удобства шпаргалки иногда выполняются в виде транспарантов и вывешиваются на стене. Вид третий - творческие персоны. Самые непредсказуемые. Они непрочь выпить за здоровье молодых, причем могут сделать это заранее. В шпаргалках не нуждаются, потому что считают соблюдение имен и титулов - излишним педантизмом. Вопрос "Почему вы назвали невесту Ибрагимом?" принципиально игнорируют. Посреди тоста могут выйти покурить и не вернуться.


Фотограф. Все мечтают запечатлеть важное событие на фото. Фотограф быстро воплотит вашу мечту в жизнь. Портрет "Решад, я и жареная курица" займет должное место в вашем семейном альбоме. Изображение на фотобумажке наверняка будет обрамлено психоделической рамкой с цветочками, колокольчиками, ленточками, названием ресторана, схемой подъездных путей, телефоном фотографа и его послужным списком. Если вы любите такой тип оформления фотографий - так вам и надо!


Видеоператоры. Другой вид "запечатлевателей", развивающийся изо дня в день параллельно с технологиями. Если раньше камераман скромно сновал между гостями и выхватывал лучшие моменты торжества, то теперь к нему приращивается ассистент с мотками кабеля, тянущегося к телевизорам на стенах. Гости не только своими глазами, но и на экранах наблюдают, как новобрачные, стараясь не утратить значительность во движениях, путаются в кабеле и валятся на ковер.


А еще на свадьбе бывают очень разнообразные гости. Но об этом - в другой раз.

3
июнь 19, 2007 19:01
40. Свадьбы


"В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть." Зачин бессмертного романа Ильфа и Петрова в переложении на бакинский лад мог бы звучать примерно так: "В столичном городе Б., судя по бесчисленным вывескам, жители обожают менять валюту, покупать лекарства и бродить по интернету. В остальное же время бакинцы женятся, женятся, женятся, женятся, женятся. Сделают паузу, чтобы сходить на свадьбу соседа, и снова женятся, женятся, женятся..."


В Баку число "Шадлыг-сараев" - "Домов торжеств" - уверенно наращивает нули после единицы. "Каждому микрорайону, двору, закоулку, тупику - по "Шадлыг-сараю"!" - вот наш негласный девиз. Причем очень редко эти сооружения отличаются компактностью. Как правило, "Шадлыг-сараи" - настоящие многоэтажные дворцы с большими залами, просторными лестницами, немалой автостоянкой и целым штатом суетливых придворных. Словом, любой гость Баку после первой же ознакомительной прогулки поймёт: свадьбы в Баку любят чрезвычайно, не жалеют на них ни времени, ни денег, ни городской территории. Если повезет, вас обязательно позовут. Но идти неготовым как-то не с руки, так что выслушайте несколько советов.

Одеться лучше посолидней. Шерстяной костюм, надетый в 40-градусную жару, позволит вам не выделяться из толпы родных и близких. Если вы неожиданно оказались дамой, обзаведитесь декольте, томным оценивающим взглядом и усыпьте наряд всеми имеющимися в наличии бриллиантами и стразами, - на свадьбах это принято.

Классическая азербайджанская женитьба - это многосерийный обряд, длящийся не один день. Но в наш торопливый век вся церемония сгущается до единственного вечера. Поэтому где-нибудь в вестибюле или в углу торжественного зала вы наверняка увидите сразу двух добрых дядечек с тетрадками. Один дядечка представляет дом жениха, другой - дом невесты. Подойдите к ним и продиктуйте свои пожелания молодым. Если дядечки недоуменно закашляют, не жадничайте - продиктуйте пожелания родителям новобрачных, их бабушкам и тётушкам. Когда молодые супруги, угомонившись под утро, среди записей типа "Дядя Вюсал - 50 долларов", "Тетя Шахла + Мамед - 100 манатов" - прочтут в тетрадке ваши теплые слова, это их наверняка позабавит. А вы к этому времени можете уехать достаточно далеко.

За салаты и колбасу можете приниматься сразу, но лучше дождаться прибытия молодых. Негоже встречать новобрачных с куском сервилата, свисающим изо рта.

Если вы увидели на свадьбе знакомого и хотите с ним поговорить, торопитесь - с минуты на минуту зазвучит музыка, которая заглушит все на километры вокруг. Если же вас угораздит сесть под динамики, то музыка останется у вас в ушах на долгие годы, а прохожие то и дело будут оглядываться: откуда звучат стремительные ритмы "ра-кка-да-чи-ка-да-ра-кка-да-чи-ка-да"?

Еще не доеден первый салат, не до конца опустошена тарелка с колбасой, не догрызены редиски, недораспробован сыр, как на танцплощадку выскакивают самые темпераментные гости. Своим танцем они заклинают духов судьбы сделать жизнь молодых такой же радостной и энергичной, а заодно тщательно утрамбовывают в желудках первые холодные закуски. Да смилостивится Всевышний над теми, кто на свадьбе не пьет и не танцует. В этом случае он рискует не отведать и половины угощений – кебабов, кебабов, кебабов, - постепенно заполоняющих стол. В него просто не влезет. А вот перемежая угощение танцами, можно добраться не только до финального плова, но и до десерта.


Свадебные музыканты редко обладают импровизационным талантом. Заказывать им вальс или краковяк – безнадежное дело. Зато они легко могут подмешать в традиционные танцевальные мелодии стандартый кабацкий комплект, в состав которого входят «Если б я был султан», «Владимирский централ» и «Доля воровская».


Теперь о тостах. Отбирайте микрофон у тамады, говорите любые добрые пожелания, но не вздумайте заорать «Горько!» Во-первых, вас сразу убьет повар. Во-вторых, целоваться при родителях и тем более при всей родне у нас не принято. Родня порой с энтузиазмом, достойным лучшего применения, набивается в «енгя» (инструкторы по проведению брачной ночи), но от поцелуев краснеет, смущается и выбегает в поля.

Красивое зрелище – появление плова: гаснет свет, на блюде выносится груда распаренного риса, украшенная блюдечком с подожженным спиртом. Блюдо конвоируется принаряженными официантами с факелами. Рис честно распределяется между гостями.


За рисом происходит очередной культурный разворот с визгом покрышек: от восточного плова свадьба перескакивает к европейскому торту. И согласно древней традиции, молодые дружно режут многоярусное кондитерское изделие тяжелым мясницким ножом.

Свадьба близится к финалу. Остыли недоеденные куски мяса на блюдах, закуски небрежно свалены друг на друга, пустые бутылки перекатываются по углам, подбит глаз неловко выразившемуся однокласснику невесты, гости ковыряют вилками мороженое... Под великолепную мелодию «Вагзалы» молодые снова выходят на середину зала. Невеста поворачивается спиной к жаждущим замужества подружкам и с размаху швыряет свой изящный букетик в их толпу. Как правило, букетик попадает в голову какого-нибудь дяди Магеррама.

Ждать, что сейчас молодая бросит и подвязку в толпу холостых парней, не стоит. Здесь европейское влияние приостановилось и стыдливо топчется в ожидании.

Молодые уезжают. Какой-то болван кричит им «Спокойной ночи!». Кроя сочными выражениями неприехавших родственников, родители новобрачных устремляются к хозяину ресторана - расплачиваться. Гости собирают по залу пиджаки, пуговицы, сумки и расходятся в поисках транспорта. Пора и вам. Не исключено, что завтра будет еще одна свадьба, а за ней еще одна. И еще. И еще. Стоит выспаться.
июнь 14, 2007 18:18
Глава про ЦКЗ-убойная!Бамба!Браво!Медаль!
4
июнь 14, 2007 18:04
39. Центральный концертный зал


Если вы поинтересуетесь в Баку концертным залом, то первый прохожий вам назовет Дворец Гейдара Алиева, второй, возможно, Дворец Республики, а третий, глядишь, припомнит Дворец Ленина. Все трое наверняка укажут одно и тоже направление, потому что, собственно говоря, это одно и то же заведение, располагающееся в величественном здании, отстроенном в 1972 году по проекту архитекторов В.Шульгина и Э.Мельхисидекова.

Центральный Концертный зал республики – это главная сцена страны. Подмостки Дворца помнят десятки съездов, конференций, фестивалей, гастролей и эстрадных сборников. Здесь выступали Брежнев и Жванецкий, здесь играли в КВН и в политику, здесь демонстрировались модные наряды, модные спектакли и свежайшее кино, по этой сцене дефилировали главные отечественные красотки и мировые звезды... Чего только ни помнит наш ЦКЗ – Дворец Гейдара Алиева.

Да и как ему не помнить... Если вы спросите все у тех же сведущих прохожих насчет второго по значимости концертного зала, они могут здорово призадуматься, а то и попытаться сбежать. Настаивайте на своем вопросе. Не соглашайтесь ехать в микрорайонские рестораны, чтобы послушать самопровозглашенных звезд азербайджанской эстрады. Пропустите мимо ушей фразу «Купи в ларьке кассету и слушай-да!» И тогда, через часик-другой, вы, возможно, услышите неуверенное: «Мм-эээ... Ну, в цирке иногда бывают концерты, на бульваре... гм... на стадионе, кажется, были... А! Зеленый театр только-только восстановили. Там, наверное, что-то будет...»

А старички могут вспомнить про некогда обширную систему Домов Культуры, где играли профессионалы и любители, куда ходили веселиться и веселить, учиться и учить, танцевать, петь, рисовать, изображать Гамлета и преодолевать третий концерт Рахманинова...

Но пока, в условиях, когда бывшие дома бывшей культуры расхватаны стремительными предпринимателями, как правило, для чрезвычайно далекого от художественной самодеятельности бизнеса, когда стадионные концерты под силу единицам (зачастую видящих стадионные концерты в обрамлении похоронных принадлежностей), когда другие концертные площадки только замышляются, Дворец Гейдара Алиева остается номером один, номером два, да и многими другими номерами в рейтинге национального шоу-бизнеса.

Да и Дворцом он называется неспроста. Сюда идут не только вкусить сценических искусств, сюда идут устроить себе небольшой, а то и вполне значительный праздник.

Вот несколько простых правил по посещению среднестатистического мероприятия в нашем прекрасном Дворце. Допустим, премьеры кинофильма или гастролей Тото Кутуньо.


1. Не заходите во Дворец сразу. Попредвкушайте событие на его ступеньках. Погуляйте, поищите знакомых. Даже если вы в Баку впервые, причем проездом из Анадыря в Паумоту, вы все равно кого-нибудь встретите.

2. Когда ликующе-предвкушающая толпа третий раз ненароком столкнет вас со ступенек, можете вскарабкаться на крылечко снова и подойти к билетеру. В зависимости от претензий гастролера у вас могут проверить не только билет, но и ручную кладь, знание астрофизики, а также справку об освобождении. Но это редкие исключения.

3. В холодное время года вам придется спуститься на эскалаторе в гардероб и поручить свое пальто на бурундучьем меху команде неторопливых гардеробщиц. В теплое время, когда гардеробщицы расслабленно сплетничают за чашкой чая, топики и тенниски разрешается не снимать.

4. Пригладив прическу, попудрив носик и вздохнув о былой фигуре перед многочисленными зеркалами, вы пройдете через ряд дворцовых кафе и кафетериев. Надо обязательно купить бутерброд, коржик и бутылочку чего-нибудь. Этим вы, во-первых, порадуете буфетчиц, а во-вторых, продемонстрируете почтенной публике свою респектабельность и умение вкушать докторскую колбасу с изяществом аристократа, утомленного светом.

5. Двигаясь по маршруту буфет-зал, вы непременно встретите всех знакомых, увернувшихся от вашего взгляда ранее. Большая часть зрителей долго стоит в проходах, оживленно разглядывая: «Кто-э вообще пришел? Ой, а Джа-ама разве не в городе?.. Ты на эту-э посмотри! Это у нее типа вечерняя прическа «Рассвет в Сураханах»?..» Времени до начала представления, как правило, не хватает, чтобы рассмотреть все две тысячи зрителей, оценить их наряды, галстуки и стразы на колготках, еще труднее успеть доказать, что и на вас не костюм шпалоукладчика. Поэтому хорошим тоном является занять свое место никак не раньше, чем погасят в зале свет, а певец исполнит третью или четвертую композицию.

6. Учтите, кое-кто в зале способен подумать, что у вас нет мобильного телефона. Ни в коем случае не выключайте его. Если вам почему-либо никто не звонит, сами наберите номер друга и пересказывайте ему содержание песен. Напевать тоже можно.

7. Все знают, что в антракте в туалете не протолкнуться, поэтому опытные люди числом в несколько сотен ходят освежиться посреди концерта. Выходить через верхние двери не принято. Надо спуститься со своего 28-го ряда к сцене, и, не обращая внимания на надрывающегося певца, спокойно пройти к выходу. Только не забудьте поздороваться с обитателями первых рядов и спросить, как у них дела.

8. Ждать окончания концерта тоже не стоит. В гардеробах может случиться давка. Быстро хлопните артисту и бегом. «Погодите! У меня еще три песни осталось!» - попытается крикнуть певец, но надо ли вам оно? Главное вы уже увидели, на ивенте отметились, а торопливый уход высшим обществом будет расценен как высший шик: «Дела, дела!»…
июнь 12, 2007 15:24
Они стояли обнявшись и было это во сне!
июнь 12, 2007 13:33
Прочитала с самого начала, громко смеялась и текли слезы )) Спасибо!!!
июнь 12, 2007 12:51
у меня устойчивое дежавю, что перед кукольным театром, на проспекте Нефтяников (тогда - пр. Сталина) стояли статуи Ленина и Сталина.

может быть, ошибаюсь

июнь 12, 2007 12:46
Cпасибо Вам за Ваши заметки, очень интересно!)


Про к/т Низами я вспомнила вот что: во второй половине 60-х, в 67-68 году, в большом зале с потолка на партер рухнула хрустальная люстра. Люстра была старинная, агромадная и уложила бы пару десятков зрителей, не моргнув глазом, если бы дело не было ночью.

С тех пор я в общественных местах под большими люстрами стараюсь не стоять и не сидеть .
июнь 12, 2007 12:34
38. Кукольный театр


К проспекту Нефтяников передом, а к лесу... вернее, к морю... задом стоит бакинский кукольный театр - изящный белый домик в стиле позднего барокко. Построили его еще в начале XX века - в 1910 году по пpоекту аpхитектоpа Иосифа Плошко. Не будем обольщаться: миллионеры - нефтяники и торговцы - заказывали талантливому зодчему не храм петрушечно-марионеточного искусства. Прямо за этим зданием в те годы находились пристань и доки одной из крупнейших пароходных компаний - "Кавказ и Меркурий". Для того, чтоб моряки и пассажиры, сойдя на берег, могли мгновенно насладиться жизнью, Плошко выстроил казино и назвал его "Феномен". Здание было украшено символическими скульптуpами дpевнегpеческих богов - Меpкуpия, Бахуса, Посейдона и Афpодиты. По две спеpеди и две - по бокам...

И вновь впору сделать многозначительную паузу, обозначающую промчавшиеся эпохи. Меркурий, Бахус, Посейдон и Афродита дружно охраняли синематогpаф, pестоpан, вновь кинотеатp, сатиp-агиттеатp, Театp юного зpителя, всяческие ведомства, павильон сельскохозяйственных достижений... Устали боги, потрескались, постарели. В 80-х театр встал на реставрацию и тогда было решено заменить Бахуса да Посейдона (ну действительно, где куклы, а где олимпийские пьянки да морские глубины?) на театральных муз - Мельпомену и Теpпсихоpу. И древнегреческие красавицы заняли боевые посты, радуя глаз любителей античных прелестей. Но бдительное начальство вдруг спохватилось, что пробдело важный аспект: "Вай! Кто так плохо одел античных теток?.. Так плохо одел, что можно сказать, совсем не одел! И дети вот-вот узнают, что, где и как находится у женщин! А это стратегическая информация!.."

Долго сказка сказывается, да скоро дурное дело делается. И статуи однажды просто исчезли из своих проемов...

Но народ - известный ценитель прекрасного - возмутился: "Куда искусство подевали?" "Скрывают, значит, от нас главную красоту?! Не порядок!" - поддержала публику пресса.

...Короче говоря, у нашей сказки хороший конец. Статуи вернулись на пост. Правда, все "хулиганские" места, по требованию блюстителей нравственности, оказались прикрытыми. Ну что ж, спасибо хотя бы за то, что музобмундирование оказалось стилизованным, и паранджи, чадры, пальто, а равно шинели, бурки и ватники были новаторами мужественно отвергнуты.
июнь 12, 2007 12:32
37. Театр Оперы и балета


Самый знаменитый бакинский театр - оперный. Бакинцы любят пересказывать историю его создания. В 1910 году в Баку приехала с гастролями известная певица - красавица и не без восхитительного голоса. Обаяла примадонна всех и каждого - от амбала, перетаскивавшего ее через уличный грязевой поток, до богатейшего рыбопромышленника Маилова, одаривавшего певицу золотом и драгоценными камнями.

Пела певица в Баку месяц. Пела в клубах, в казино, в старом деревянном цирке - во всех мало-мальски подходящих для пения помещениях.

Когда же гастроли завершились, очарованные миллионеры спросили, краснея и заметно волнуясь:

- А когда вы... это... ну... еще раз к нам приедете?

- Честно говоря, не собираюсь, - призналась певица. - Надоело, знаете ли петь по циркам, ангарам и забегаловкам. Такой город и без театра! Стыдно, господа. Приличной примадонне и выступить-то негде.

- Будет, - загорячились миллионеры, - клянусь мамы, будет! Приезжайте через год - не пожалеете. Будет вам театр со всеми спецэффектами! Даже лучше, чем в Тифлисе!

Влюбленный Маилов напряг архитектора Баева Николая Георгиевича и, не жалея средств, выжатых из черной икры, начал строительство.

Оно было завершено за восемь месяцев. И певица, поспевшая на открытие, честно сказала: "Ого!"

Маилов, покраснев от удовольствия, подарил даме на память венок из денежных купюр разного достоинства. Та подумала, что в кошельке средства носить куда удобнее, чем в венке через шею, но промолчала. Примадонна была очень деликатной.

А красавец-театр, пережив пожары, ремонты и смены руководства в Минкульте, до сих пор радует взор и слух постоянных и временных бакинцев.

июнь 12, 2007 12:30
36. Кинотеатр "Азербайджан"


Сто лет назад в трехэтажном доме на Ольгинской (она же Джапаридзе, она же теперь - Мамеда Эмина Расулзаде) размещался элитный клуб "Чанах-гала", куда даже за вход надо было платить золотом. Миллионеры спускали здесь свою трудовую денюжку на выпивку, деликатесы, красоток-танцовщиц.

Теперь тут разместилось тоже вполне элитное заведение - единственный в стране современный кинотеатр - с настоящими кинопроекторами и многоканальным звуком. Несмотря на то, что другого такого кино в пределах Азербайджанской республики не наблюдается, очереди за качественным зрелищем пока редкость. Многие зрители бывало заглянут в кассу, ознакомятся с прейскурантом, затем быстро-быстро перебегут в ближайший пиратский супермаркет, вкусят флибустьерские расценки на DVD с теми же самыми фильмами, да и почешут в голове, роняя перхоть на асфальт: "Вообще-то за один билет я могу купить фильмов этак ...ндцать. А пепси-колу с поп-корном я дома и сам пожарю."
май 16, 2007 10:13
Былые времена - особая тема. Про старый Баку можно писать и писать.
май 15, 2007 22:31
Вы забыли упомянуть, что были времена, когда в фойе играл оркестр -"рассадник буржуазной джазовой культуры" . Поэтому люди старались приходить на вечерние сеансы задолго до начала - больше послушать было негде. Разве что в ресторане Морвокзала, - но приличные девочки туда часто и без сопровождения не ходили, а здесь было безопасно
май 15, 2007 20:24
Как неисчерпаемы воды Каспия, пополняемые могучей Волгой, так неисчерпаем талант нашего бытописца Вячеслава, пополняемый впечатлениями от достопримечательностей нашего несравненного города Баку!

Спасибо Вам, ждем продолжения
май 15, 2007 13:02
35. Кинотеатр имени Низами


Могучее здание, выстроенное в 1934 году Садыхом Дадашевым и Микаилом Усейновым специально для главного республиканского кинотеатра, находится на пересечении улицы 28 мая и проспекта Бюль-Бюля. Почему этот многоэтажный, многозальный (почти мультиплекс) дом кино носит имя великого средневекового поэта, лучше не спрашивать ни у администрации, ни у прохожих. Низами - это не просто поэт-классик, автор бессмертной пенталогии "Хамсе". Ильяс Юсуфович Низами - один из символов азербайджанской культуры, титан, под чье влияние попали вся последующая литература, вся философия... ну и вероятно, кинематограф.

На фронтоне кинотеатра можно обнаружить табличку "Кинотеатр имени Низами 30 октября 1967 года награжден памятным знаменем ЦК КП Азербайджана, Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР, Совета Министров Азербайджанской ССР и АСПС. Памятное знамя оставлено в трудовом коллективе на вечное хранение, как символ трудовой доблести".

Увы, в новые времена коллективу славного кинотеатра вряд ли удавалось проявить такую же трудовую доблесть, как их предшественникам-шестидесятникам. Которое десятилетие отечественное кино находится в состоянии, близком к коматозному, а кино иностранное достигло таких технических высот, что любой DVD-плеер выдает куда лучшее изображение и звук, нежели техника бывалого кинотеатра. В кинотеатре пьют чай, танцуют танцы, играют в пинг-понг. В боковых помещениях торгуют книгами, телефонами и кальянами. Но слухи о том, что вот-вот начнется реконструкция творения М. Усейнова и С. Дадашева, и кинотеатр имени Низами превратится во дворец фестивалей. А там, глядишь и кинематограф наш подтянется.
май 15, 2007 13:01
34. Зал камерной музыки


В народе это здание зовется просто Кирха. Да это и не мудрено. По внешнему облику внушительного готического сооружения, тянущегося острым шпилем к небесам, сразу видно, что вряд ли в нем располагается плавательный бассейн или железнодорожное депо. В конце позапрошлого века лютеранская община подала городскому руководству прошение об открытии церкви. Руководство тщательно его рассмотрело, пересчитало под прошением подписи миллионеров и постановило: "Выделить Лютеранскому обществу, включая в него все нации этого вероисповедания, какие есть в городе, под постройку молитвенного дома и школы на Телефонной улице близ завода Масумовой и мельницы Вермишева участок земли в 1400 квадратных саженей. При этом обязать, чтобы молитвенный дом был построен главным фасадом на улицу, а в случае отстранения здания от черты улицы – чтобы он отделялся от Бакинской железной дороги решеткой."

Строительство этого здания - лютеранской церкви Спасителя - осуществил в 1896-1898 годы архитектор Адольф Эйхлер - талантливый, хотя и несчастливый (в 1911 году он покончил с собой, так больше ничего и не построив).

Пришедшие к власти большевики были настроены категорически против лютеранских, а равно и против православных, католических, мусульманских, иудейских и буддийских культовых сооружений. Они рушили святыни направо и налево. Но элегантной Кирхе повезло больше, чем Собору Александра Невского, Биби-Эйбатской мечети, костелу и многим другим храмам. В 1939 году советскому народу срочно понадобился памятник пламенному революционеру Сергею Мироновичу Кирову. А где можно работать над гигантским монументом? Скульптор Пинхус-Пётр Владимирович Сабсай решил, что больше Кирхи с ее высоченными сводами ничто не подойдет. Так замечательное архитектурное произведение было спасено. И теперь там можно наслаждаться как архитектурой, так и музыкой.

А вот памятник Кирову не уберегся. Второй раз в Кирху его не пустили.
май 15, 2007 13:00
34. Развлечения (вар. названия - "Наслаждение искусствами")


Полтора века назад приобщившись к достижениям европейской культуры, Баку с увлечением принялся эту культуру обогащать. И таки обогатил. И обогащает до сих пор. Театры, кинотеатры, художественные галереи, музеи - в Баку есть что посмотреть. Пусть только закончится ремонт половины культурных заведений и резкий подъем духовности среди бакинцев и гостей столицы неминуем...


Цирк


Цирковые артисты в Азербайджане существовали, можно сказать, всегда. Правда, по вине Древнего Рима, не позаботившегося о распространении прогрессивной терминологии, слово "цирк" здесь узнали несколько запоздало - в конце XIX века. И тогда азербайджанские канатоходцы, силовые жонглеры, акробаты и борцы - бродячие, недипломированные - поняли, что дело их жизни называется цирковое искусство, а их малая родина отныне - арена диаметром 13 метров.

В 1890 году первый цирк в Баку установили знаменитые антрепренеры братья Никитины - бывшие крепостные, основавшие могучую цирковую корпорацию, владеющую деревянными и каменными цирками по всей Российской Империи. Бакинский цирк неподалеку от бульвара был деревянным, оттого регулярно горел, но всякий раз восстанавливался.

История национального цирка знала немало ярких моментов. Впервые профессиональная азербайджанская труппа была создана в 1945 году. Она гастролировала по всему СССР. С программой "Заря над скалой" цирковые артисты из Азербайджана выходили на манежи цирков Европы, Африки, Азии и Америки.

А новый цирк - на 2400 мест - был построен в 1967 году. Его авторами стали бакинские архитекторы Энвер Исмаилов и Фаина Леонтьева. Ко всеобщему удивлению он оказался единственным стационарным цирком на Ближнем Востоке. И остается им до сих пор.

В последние годы наш цирк все больше и больше стискивается многоэтажками-новостройками, все труднее отыскать это когда-то броское и эффектное здание, стоявшее на холме, в архитектурной суете нового Баку, но истинные поклонники циркового искусства не отступают ни перед чем, и терпят всё, вплоть до сокращенного до минимума оркестра и экономии на световых эффектах.

май 7, 2007 17:05
Написано отлично!!! Спасибо автору!!


а вот еще, если хотите- добавьте: в вышеупомянутом магазине Ивановка можно вдохнуть тот забытый запах продуктовых магазинов Советского периода. Это поразительно, но это единственный продуктовый магазин в Баку, где тот же запах, и те же продавщицы, как-будто ты переместился на несколько десятков лет назад.


2
май 7, 2007 12:40
32. Ичери Шехер. Часть 3. Девичья башня


Девичья башня - краса Баку, гордость Баку, символ Баку - имеет ко Дворцу Ширваншахов самое непосредственное отношение: административное. У этих музеев общий директор.

Однако построена башня была много-много раньше. Долгое время она была обозначена веком двенадцатым, но большинство поздних историков сошлось на мнении, что двенадцатый век - дата категорически несерьезная.

- В двенадцатом веке она была просто отремонтирована! - утверждал один историк.

- Ну да, - соглашался другой, - этот хитрец Масуд Ибн Давуд повесил табличку со своим именем на высоте 14 метров и даже не потрудился признаться, что башня была создана задолго до него.

- А может этой табличкой просто дырку в стене законопатили?

- Вполне возможно. Что стройматериалами разбрасываться?

- Мне думается, что башня была создана в пятом-шестом веках нашей эры.

- С веками согласен. Только не нашей. А до нее!..

28-метровая бакинская красавица продолжает хранить свои тайны. Многие ученые сразу отказались от гипотезы, что древние строители выстроили эту башню для привлечения иногородних туристов. Предполагались другие версии: башня-маяк, башня-волнорез, башня-обсерватория, банальная оборонительная башня и наконец зороастрийский храм-дахна - то есть сооружение, на вершине которого выкладывались покойники для последующего употребления таковых птицами-падальщиками.

Даже название не вызывает единодушия у исследователей. Те, кому скучен простой образ башни-девственницы (неприступной, не тронутой врагами), придумывают легенды, снимают по ним фильмы, пишут поэмы, ставят оперы. Самая популярная легенда гласит:

"Тронулся купол у одного восточного властителя и возжелал он собственной дочери. Несмотря на заморочки родителя царевна была решительной противницей инцеста, правда, напрямую послать папеньку-монарха на дальние рубежи монархии не посмела, а решила просто потянуть время - дескать, либо шах сдохнет, либо ишак, либо на белой лошадке приедет заморский прынц. И попросила царевна отца выстроить высокую-превысокую башню.

- Зачем тебе башня, дочь наша? - удивился властитель.

- Надо. Секрет.

Ну надо - так надо. Повелел монарх-бесстыдник строить башню. Однако строительство, как на грех, не затянулось. И поставщики оказались молодцами, и смежники, да и строители не подкачали. А что им, собственно говоря, подкачивать, коли заказ правительственный и чуть что - штрафные санкции в виде плахи?

Короче, построили. А прынц не приехал. Возможно, и не собирался. Поднялась горемычная царевна на самый верх семиэтажной новостройки, вздохнула тяжко: "Ну хоть легенда будет" и сиганула оттуда вниз."

Вот с тех пор, по версии романтиков, и зовется знаменитая башня Девичьей.

И ее очень любят влюбленные, туристы, альпинисты и самоубийцы.
май 7, 2007 12:38
31. Ичери Шехер. Часть 2. Дворец Ширваншахов


Главное сокровище старой бакинской крепости - Дворец Ширваншахов.

В начале XV века правитель ширванского ханства Халилуллах Первый окончательно убедился в том, что Шемаха - город хоть и симпатичный, но как столица - малоперспективный. В связи с этим Ширванский двор был погружен в подручный транспорт и перевезен на берега бакинской бухты. Шах поглядел на полузатопленный Каспием Сабаильский замок, прикинул в уме график изменения уровня моря и повелел строить дворец от моря подальше - на горке. Там и обзор хороший, и вентиляция, и вообще приличный район.

То, что сейчас зовется комплексом Дворца Ширваншахов, возводилось около тридцати лет. В главном здании дворца - жилых помещениях шаха и его большого семейства - было предположительно 25 комнат. Сохранились не все: и вышеупомянутая петровская эскадра бомбила, и позднейшие власти на ремонтах экономили... Совсем недавно эти помещения после долгой реставрации были наконец-то открыты для посетителей. Теперь каждый может полюбоваться высокими сводчатыми потолками, узорчатыми окнами-шебеке, стильными стенными электросветильниками, художественными работами современных художников. Словом, как говорится, жаль, Ширваншах не дожил.

В некоторые жилые помещения дворца вас ни за что не пустят. Разумеется, там хранятся страшные средневековые тайны, а также метлы, швабры, пара пластиковых стульев и электрический чайник, утешающий служительниц музея в межэкскурсионные периоды.

Слева от двери в шахские покои имеется вход в Диванхане. Что это такое - до сих пор не знает наверняка ни один историк. Все, конечно, сходятся во мнении, что это уникальное по архитектуре сооружение - восьмигранный каменный павильон, окруженный галереей арочных проемов - было предназначено для каких-то шахских дел, но для каких именно - для заседаний ли государственного совета (дивана), для суровых ли судилищ, для литературных ли состязаний или же просто для добродушных придворных посиделок - неизвестно.

Поскольку дворец стоит на холме, то и сооружения его располагаются не на одной плоскости, а на нескольких ярусах-дворах. Так, ниже главного яруса есть двор, где разместились дворцовая усыпальница, шахская мечеть (женское отделение, конечно, совсем крошечное и лишенное изысканности) и двухэтажный Мавзолей великого суфийского ученого Сеида Яхья Бакуви.

На этом - среднем - дворе можно также ознакомиться с остатками мечети Кейгубада, резными каменными плитами, поднятыми со дна моря, полюбоваться изнутри восточным порталом, зачем-то созданным зодчим Амиршахом через сто с лишним лет после основных строительных работ (в 1585 году) и обойти кругом трансформаторную будку - очевидно, самую позднюю дворцовую постройку.

А самый нижний ярус в стародавние времена был шахской баней, оборудованной специальным водохранилищем – овданом. От монарших купален осталось не так много, но благодаря дотошным археологам, откопавшим банные руины, можно разглядеть, какой обширный санузел мог позволить себе повелитель средневекового Баку...
апр. 25, 2007 21:00
Присоединяюсь!!!! Читала- не могла оторваться. Кидала отрывки знакомым, не только бакинцам.Жду выхода книги.
апр. 25, 2007 14:09
Вячеслав, я не буду оригинальной уже после стольких откликов, если скажу, что мне очень понравились Ваши заметки. Ничего подобного я не читала. Я уже рассказала о них своим знакомым, которые не являются членами клуба Baku.ru, все в ожидании Вашей книги. А пока я передаю отпечатанный вариант с сайта. Сообщите как только выйдет Ваша книга. Надеюсь, что в Москве ее тоже можно будет приобрести. Удачи!
3
апр. 25, 2007 10:38
30. Ичери Шехер. Часть 1


Место, откуда есть пошел стольный град Баку, зовется у нас Внутренним Городом – Ичери Шехер. Это потому, что находится оно в самом сердце большого Баку. А еще это место зовется Крепостью. Это потому, что с трех сторон оно совершенно четко ограничивается старыми крепостными стенами.

Непосредственно сама бакинская крепость строилась и перестраивалась неутомимыми бакинцами на протяжении последних восьми веков. Каждый шах старался непременно укрепить каменный вал и обязательно вмонтировать куда-нибудь плиту с упоминанием себя любимого. Камни скреплялись секретным раствором, в который помимо известняка входили яичный белок, молоко, шерсть и другие продукты народного хозяйства. Постепенно крепость стала весьма могучим сооружением, практически непреодолимым для врагов. Внешняя стена (почти до конца XIX века вокруг города было аж две стены и даже со стороны моря была стена) казалась на первый взгляд препятствием несерьезным. Но, перебравшись через нее, простодушные вороги понимали, что рано радоваться и рано бронировать ресторан для победной вечеринки. Они оказывались перед могучей внутренней стеной, откуда гостеприимные, но врагонелюбивые бакинцы весело лили на голову неприятелю всяческую кипящую дрянь. А спрятаться уже было некуда. «Упс!» - только и успевали сказать вареные неприятели.

Но даже на случай преодоления второго уровня защиты градостроители предусмотрели хитрый ход: древний Баку был спланирован так мудрено, что все плохие люди сразу заблуждались в узких улочках и переулках. Они бродили по ним часами, умоляя местных жителей указать выход, но бакинцы либо дразнились из окон, либо окончательно запутывали негодяев, направляя их в тупики и во дворы со злыми собаками.

Несколько веков спустя озорная идея бакинских градостроителей пришлась по вкусу режиссеру Леониду Гайдаю и он пустил бегать по крепостным лабиринтам очаровательного контрабандиста Гешу Козодоева – героя «Бриллиантовой руки». К сожалению, пока у двери на Малой Крепостной улице нет таблички «Здесь на асфальт с криком «Черт побери!» плюхались великие артисты Юрий Никулин и Андрей Миронов», да и вывеска «Аптека Чиканук» провисела недолго. Но будем надеяться, что эта история когда-нибудь будет увековечена не только на бумаге и кинопленке.

Нынешнему посетителю Ичери Шехер не стоит опасаться крепостного лабиринта. Постучите в любую дверь, и добродушный сотрудник инофирмы наверняка укажет вам правильный путь.

Бакинская крепость славна не только стенами, но и десятками старинных сооружений, многие из которых до сих пор живут активной жизнью.

Например, баня Ага-Микаила с оригинальной трубой в форме артиллерийского снаряда омывает посетителей уже третий век. В нескольких банях, видимо, из-за перебоев с водой, разместились антиквары. А в бане Гасым-бека (она же «Сладкая баня»), где еще в XVII веке была задействована система отопительных керамических труб, вмонтированных в пол и стены, нынче работает «Зеленая аптека».

Впрочем, какими бы чистюлями не были древние бакинцы, ходили они не только в баню. По их стопам можете пройти и вы. Зайти, например, в древние мечети, многие из которых убереглись от нашествия антикваров и до сих пор сохранили свое главное предназначение.

Почти у каждой мечети Ичери Шехер своя примечательная история. Так, самое древнее из датированных сооружений – мечеть Мухаммада ибн Абубакра (1078-79 гг) - было повреждено во время артиллерийской атаки на Баку эскадры генерала Матюшкина. Минарет с выбоинами от канониров Петра Великого не стали восстанавливать ни ханские, ни царские, ни советские власти, и он удостоился собственного имени – Сыныг-гала («Разрушенная башня»).

Наконец, важным институтом средневекового Баку были гостинично-торговые комплексы, именуемые в просторечии караван-сараями. Сюда с незапамятных времен прибывали деловые люди из Индии, Персии, Средней Азии, швартовали свои корабли пустыни, вели переговоры, подписывали контракты. Конфидециальность переговоров обеспечивалась архитектурой караван-сараев. Многие из них - своеобразные крепости в крепости: могучие стены, укрепленные двери, окна во двор, подземные сооружения, автономная водоподача.

Караван-сараи и по сей день счастливы встретить гостей. Не знаю, как на счет переночевать или припарковать верблюдов, но вкусно покушать, сладко вздремнуть на подушках и порасспрашивать сотрудников на тему «При каком шахе легче работалось?» там может каждый, не опасающийся замкнутых пространств, низких каменных сводов и красивых круглых чисел на кассовых чеках.
raniya
апр. 18, 2007 00:24
Отлично написано.Я не каждый день так зачитываюсь Мне тоже хотелось бы приобрести ваши произведения
апр. 15, 2007 14:42
Ой,как же я всегда не любил энто слово-"крайний"!Но получается так!Во всяком случае,на скамейке,как только появлялся я,сверкали ножницы!
апр. 15, 2007 12:59
Актуально, спасибо, хотелось бы добавить, если парковка не разрешена и стоят множество машин, номера снимаются только с дорогих иномарок и в отсуствие хозяина. Для Жигули, табу нет, никого интереса со стороны гаишников.
 
Всего ответов: 225
Страницы:
87654321Рейтинг