руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
25 янв.
18:19
Телеграмма № 2. Жить как кошка, отделение Техаса от США, и правда художника Франсиско Гойя
Все записи | Обозрения
среда, март 10, 2004

Ностальгия

aвтор: JAM
 

НОСТАЛЬГИЯ

Жанр: драма
Производство: Италия при уч. СССР
Год выпуска: 1983
Продолжительность: 127 мин.

Режиссёр: Андрей Тарковский
В ролях: Олег Янковский, Эрланд Йозефсон, Домициана Джордано, Патриция Терено, Лаура Ле Марки, Делия Баккардо, Милена Вукотич


Само понятие «ностальгия» более или менее осознанно я услышал в конце 80-ых годов. Трагические события, сопутствующие перестройке и коснувшиеся нашего города и нашей республики ещё не начались, однако, многие семьи уже тогда начали покидать Баку. Уезжали, в основном, по еврейской линии в Америку или в Израиль. Уезжали друзья отца, и он иногда брал меня на очередные проводы знакомой нам семьи. Это слово часто можно было услышать на многочисленных застольях, обычно сопровождающих такие проводы. Люди произносили его с улыбкой, наверное, так до конца и не понимая его смысл и те эмоции, которые оно обозначало. Понять и прочувствовать их по-настоящему им только предстояло. Примерно в тоже время я впервые посмотрел «Ностальгию». Смутные и непонятные чувства вызвала  во мне эта работа, но уже тогда появилось ощущение чего-то большого и важного. Я и представить себе не мог, что когда-то мне тоже предстоит пережить это состояние и, возможно, посмотреть на всё происшедшее со мной и с моими близкими совершенно другими глазами...
   Сам Андрей Арсеньевич считал русских плохими эммигрантами. Трудно ассимилирующимися в новом обществе, так до конца  не умеющими, да возможно и не желающими, примерить на себя новый, незнакомый образ жизни. Герои его, писатель Горчаков и крепостной музыкант Сосновский, – люди одной судьбы. Люди, тщетно пытающиеся прийти в какое-то равновесие, в гармонию с самими собой, но обречённые, не нашедшие спокойствия и вследствие этого выбравшие последнюю возможность - жертвоприношение. Жертвоприношение ещё одна нить, ещё одна идея, присутствующая в работах Тарковского.  В «Ностальгии» она идёт параллельно основной теме и тесно сплетается с ней. Позднее, в одноимённом фильме, он полностью раскроет, почти анатомически её препарирует, но сейчас на первое место скорее выходит тоска, бессилие что-либо сделать, желание изменить себя, но одновременно понимание невозможности этого.
   Фильмам Тарковского вообще свойственно множество философских и социальных ассоциаций, смысловые параллели и экскурсы в сознание героев. Однако всё это всегда бывает подчинёно и связанно между собой одной идеей, и наплывающие друг на друга, казалось бы бесформенные облака ассоциаций всего лишь части общего неба творца и автора работы. Мы привыкли воспринимать кино как некоторое драматическое произведение, однако  главное в кино - его визуальное восприятие. Совокупность многих жанров, стремящихся к самому абстрактному из искусств – музыке, есть кинематограф. Тарковский стремится напрямую воздействовать на зрителя и это ему удаётся в большей степени, чем многим другим авторам. Не малую роль в этом плане в «Ностальгии» сыграло и соавторство с Тонино Гуэрра, настоящим мастером «атмосферных» сценариев.
   ...Андрей Арсеньевич с почти мистическим совпадением повторил судьбу своего героя. Так и не увидев Родину, не сняв задуманных им работ, он скончался на чужбине в трагическом соответствии с сюжетом и фабулой «Ностальгии». Возможно, проблемы  которые он поднимал в своих фильмах, не так уж и близки среднестатистическому современному зрителю. Многие вопросы могут показаться сложными, ведь часто нам бывает трудно понять чувства и ощущения, связанные с непережитыми нами событиями и ситуациями. Но «Ностальгия» близка многим из нас по известным причинам, и, к сожалению, ещё многим из нашего поколения придётся пройти весь путь вплоть до трагического финала на развалинах ли итальянского храма или на улицах Нового Города. Только в нашем случае команду «Стоп! Снято!» отдаст уже сама жизнь, непревзойдённый сценарист и лучший режиссёр из всех, которых мы когда либо знали.

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Обозрения
КинОвинОгрет. Июль 17,21
© Eugene